Воспитание любознательности средствами природы
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье.
Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Уйдя в школу, он несет в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с родителями. А вот, когда ребенок вырастает, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой: доброго, заботливогоили жесткого, равнодушного человека? Это, прежде всего, зависитот самих родителей.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют привитию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять все живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке. Уметь видеть красоту во всем и замечать все интересное. Как распускаются первые листочки, почему ель зимой очень зеленая, а у других листья упали. От нас, взрослых зависит, будет ли ребенок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребенок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учиться в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематическихцеленаправленных наблюдений, ребенок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?» И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате ее в сознании ребенка с раннего детства закладываются основы любознательности пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Мы живем с вами в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизоров забиты фильмами об убийствах, жестокости, насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако, несмотря ни на что, мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитывать их правильно.
С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.
У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости. Как же приобщать ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение? Прежде всего, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой. Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т.д. Сначала брать 2-3 растения, а потом больше. Дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами, каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Мы понимаем, что вы очень заняты, что порой не хватает времени на ребенка. Однако, отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почету, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время покормить птиц. Понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными приметами и пословицами.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с ребенком и природой: «Смотри, как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако?» и т.д. Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенка. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое.
А у кого дома есть животные, не забывать их кормить. Сначала вместе с вами, дорогие мамы и папы, а потом это войдет в привычку, и ваш ребенок сам все будет делать.
Умение видеть и понимать другое живое существо, тонкое движение души ребенка, зависит от интереса к растению, животному – от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим: «Не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т.д.», необходимо объяснить, почему «Не рви».
Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Для развития экологической культуры дошкольника, необходимо воздействовать на эмоциональную сферу личности, формируя нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства по отношению к природе.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля – это общий наш дом. Человек, живя в этом доме, должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.
«Наша планета Земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля – дом наш родимый, друзья!
Давайте вместе будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Разведем над нею и тучи, и дым.
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами»
Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить этому детей.