Проект «Азбука безопасности»
Актуальность
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами.С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Зачастую виновниками являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. Сами родители осознанно нарушают Правила дорожного движения при детях.
Это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы, обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.
Цель проекта:создание условий для эффективного взаимодействия ДОУ и социальных партнёров по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей и родителей; приобщение детей к дорожной культуре поведения через ознакомление с правилами дорожного движения. При взаимодействии детского сада и социальных партнеров познакомить и приобщить ребенка к дорожной культуре поведения; способствовать работе по профилактике ДТП, которая направлена на формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города.
Задачи:
1.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам внедрения новых эффективных форм работы с дошкольниками, по формированию у них навыка безопасного поведения на улицах и дорогах.
2.Закрепление с детьми практических навыков поведения в различных ситуациях городского движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
3.Активизировать работу по пропаганде безопасности дорожного движения среди родителей, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
4.Развитие социально-педагогического партнёрства с ГИБДД, родительской общественностью в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
Участники проекта: педагоги, дошкольники ДОУ, родители, сотрудники ГИБДД
Сроки реализации проекта: долгосрочный – год.
Условия реализации проекта: сценарии совместных праздников, конкурсов, бесед, экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал, мультфильмы, плакаты по ПДД.
В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создаются альбомы с фотографиями мероприятий, проводятся фотосъемки праздников, оформление уголков безопасности.
Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение, создание предметно-развивающей среды, что включает в себя:
-Пополнение методического обеспечения образовательного процесса
-Наличие необходимого дидактического материала
-Модернизация уголков безопасности в группах
Новизна проекта: система деятельности по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу.
Критерии эффективности проекта:
-Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей.
-Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
-Налаживание связи семьи с сотрудниками детского сада и сотрудниками ГИБДД.
-Автоматизация у детей навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
- -Пробудить у родителей интерес к проблемам детского сада. Дети, родители будут не только сами соблюдать правила дорожного движения, но так же привлекать к этому других людей.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации проекта используются следующие методы:
-методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми грамотного опыта поведения на дороге;
-методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
-информационно-рецептивный метод — предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация видео, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
-репродуктивный метод — создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца, беседа);
-метод проблемного изложения — постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
-исследовательский метод — составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование);
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (подбор художественной литературы, дидактических игр, игровых заданий, музыкальных произведений)
2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий)
3 этап – заключительный (театрализованное представление «Веселый светофор»)
Механизм реализации проекта: в основе проекта лежит интегрированный подход к организации совместной деятельности всех его участников. В процессе реализации того проекта дети рисуют, играют, выполняют домашние задания совместно с родителями, знакомятся с художественной литературой, оформляют со взрослыми уголок безопасности. Взрослые (педагоги, сотрудники ГИБДД, родители) помогают, направляют ребят, являются соучастниками решений проблемных ситуаций, совместных праздников, изготавливают. Самостоятельная деятельность детей рассматривается как форма проявления творческой активности дошкольников, участвующих в проекте.
Продукты проектной деятельности:
-Продукты детского изобразительного творчества.
-Наглядные пособия – игры, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
-Уголок безопасного дорожного движения в группе.
-Макет «Улица города»
-Материалы по работе с родителями.
-Творческие работы детей и родителей — составление карты-схемы «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада».
-Презентация проекта «Безопасные дороги»
-Интегрированное занятие «Знай и выполняй правила уличного движения».
-Выставка детских работ.
-Развлечение «Веселый Светофор».
-Оформление альбома «Сотрудники ГБДД и дети».
Этапы
1 этап Организационно-подготовительный этап (постановка цели, разработка планов, определение методов)
Цель: организация и подготовка к работе по проекту.
План:
-Оборудование уголка безопасности в группе.
-Экскурсии: «Наблюдение за движением транспорта и работой водителей». «Правила для пешеходов». «На перекрёсток» (наблюдение за работой светофора). «Наблюдение за работой сотрудников ГИБДД» «Остановка пассажирского транспорта».
-Беседа на тему «Улица города».
-Оформление информационного стенда для родителей «безопасность на дорогах», папок-передвижек, памяток, консультаций.
-Подбор художественного слова (рассказы, загадки).
-Разучивание стихов.
-Анкетирование родителей «Мой ребенок на улицах города».
2 этап. Основной этап (работа с объектами проекта) .
Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил дорожного движения на улице. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности по созданию карт-схем, рисунков, изготовлению игр.
План:
-Изготовление макета «Улица города».
-Проведение занятия по познавательному развитию: «Улицы нашего города». «Знаки дорожного движения». «Пешеходы на дороге». «Знай и выполняй правила дорожного движения».
-Встречи с инспектором ГИБДД (акции «Внимание, дети! Безопасная дорога», «Пристегнись, Россия», «Безопасность дорожного движения»).
-Проведение профилактических экскурсий, бесед по БДД.
-Рисование в свободное время: «Транспорт», «Улица города», «Дорожные знаки», «Что мы видели на улице».
-Конструирование, аппликация из природного и бросового материала: «В два ряда дома стоят», «Светофор», «На нашей улице», «Машины на улицах города».
-Встреча с инспектором ГИБДД
-Приглашение сотрудников ГИБДД на родительские собрания, беседы.
-Изготовление дидактических игр: «Наша улица», «Светофор», «Поставь дорожный знак», «Теремок», «Угадай, какой знак», «Улица города», «Как бы ты поступил», «Можно и нельзя», «Умный пешеход».
-Занятия – викторина: «Это надо знать», «Дорога и дети».
-Выставка творческих работ родителей и детей на тему «Безопасная дорога». Составление карты – схемы «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» и др. (родители и дети).
3 этап Заключительный (подведение итогов) .
Цель: оформление результатов проекта.
План:
-«Уголок безопасности».
-Макет «Наша улица».
-Оформление дидактических игр.
-Творческие работы родителей и детей.
-Викторина «Знай и выполняй».
-Развлечение «Веселый Светофор».
-Оформление альбома «Сотрудники ГБДД и дети».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-повышение эффективности обучения дошкольников по БДД;
-у воспитанников формируются навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения;
— создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с родителями, ГИБДД, ответственными за безопасность дорожного движения);
— повышение квалификации педагогов ДОУ.
Заключение: Участниками проекта по формированию и развитию культуры поведения на дороге в дошкольном возрасте являются дети, педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры ГИБДД.
Проект направлен на всестороннее развитие ребенка, посредством приобщения его к формированию культуры поведения на дороге. Воспитание грамотного участника дорожного движения – составляющая воспитания человека нового типа, пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост ДТП будет расти.
Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща – детский сад, родители, ГИБДД. Вот почему с самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
В результате проводимой работы среди родителей повысился процент заинтересованности родителей проблемой детского дорожно-транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
Используемая литература:
1. «Дошкольникам – о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко г. Москва «Просвещение» 1978г.
2. «Три сигнала светофора» составитель Т. Ф. Саулина г. Москва «Синтез» 2010 г.
3. «Как обеспечить безопасность дошкольников» Л. В. Куцакова г. Москва «Просвещение» 2001г.
4. «Тематическое планирование воспитательно -образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений» О. А. Скоролупова ООО издательство «Скрипторий 2003» 2006г.
5. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Правила дорожного движения» О. А. Скоролупова.
6. «Безопасность» О. Л. Князева «Детство-пресс» 2004 г