Конспект занятия по кружковой работе "Украшение женского головного убора "Панго""
Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
— закреплять знания детей о Мордовии, о многонациональности нашей Республики;
— продолжать знакомить детей с культурой мордовского края;
— познакомить детей с характерными особенностями мордовского орнамента и их названиями;
— учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета, используя нетрадиционные техники рисования.
— учить самостоятельно украшать изделие.
Развивающие:
— расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
— формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
— вызвать у детей интерес к оформлению мордовского головного убора;
— совершенствовать двигательные навыки;
— развивать чувство формы, композиции и цвета передавая национальный колорит (учить подбирать гармоничные цветосочетания, выстраивать узор, чередуя декоративные элементы);
— развивать навыки речевого общения.
Воспитательные:
— воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
— воспитывать художественный вкус и творческую инициативу при создании элементов костюма;
— продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методические приёмы: мультфильм «Гора самоцветов», презентации «Моя Мордовия», «Мордовский национальный костюм», «Мордовский орнамент»; рассказ воспитателя; объяснение, показ; самостоятельная деятельность детей; сюрпризный момент; итог занятия.
Предварительная работа: рассматривание альбомов с образцами мордовских узоров, предметов одежды, посуды с мордовским орнаментом, чтение мордовских народных сказок, рассматривание репродукций мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, работ из дерева скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи.
Оборудование: проектор, презентация с изображением и описанием мордовской одежды, орнамента, мультфильм «Гора самоцветов», кукла — мордовочка в национальной одежде, мордовский сундук, имбирные прянички с мордовским орнаментом, колечко, готовый образец «Панго», заготовки с предварительно подготовленным фоном (окрашенным с помощью упаковочной пленки), набор кистей — спонж разного диаметра, кисточки, баночки-непроливайки, акварельные краски, гуашь, тарелочки для гуаши, фартуки для творчества, клей ПВА, соль, трафареты с орнаментом «ромб», восьмиконечная мордовская звезда, сделанная из пенопласта, салфетки для рук.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Воспитатель предлагает посмотреть отрывок из сказки «Гора самоцветов».
Воспитатель: Шумбратадо, ялгат! (Здравствуйте, друзья!)
Ребята, посмотрите, я одета в мордовский костюм, и мы будем говорить о нашей Мордовии и ее многонациональности. А также сегодня мы превратимся в народных мастеров и сами украсим один из элементов одежды. ???
Но сначала отгадайте мои загадки.
В какой стране под небом вьётся
Флаг бело-сине-красный?
Врагу он в руки не даётся,
Такой флаг есть в стране… (Россия)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)
— Что изображено на нашем гербе? (Могучий двуглавый орел, на груди которого Георгий Победоносец побеждает злого дракона)
Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится:
Вот Москва, она – … (Столица)
— Назовите столицу России? (город Москва)
II. Основная часть
Воспитатель: Россия очень большая страна, где проживает много народов разных национальностей. У каждого народа своя культура и традиции.
— Ребята, как называется город, в котором мы проживаем? (Саранск)
— У меня есть волшебное колечко, и я предлагаю вам сыграть в игру.
Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Колечко». Кому колечко в руки попадет, тот сразу красивое слово о Саранске назовет.
Игра «Колечко»
Воспитатель: Город Саранск является столицей Мордовии, небольшой частью нашей огромной страны России. В Мордовии есть свой флаг (воспитатель показывает флаг), герб (показывает герб), гимн. С давних пор в Мордовии проживают два народа: мокша и эрьзя (воспитатель показывает народы мокши и эрьзи). Мордовский народ был очень трудолюбивый, а в свободное от работы время они наряжались в нарядную одежду, пели мордовские песни, сочиняли сказки, в которых были необычные сказочные герои, олицетворяющие хранителей (духов) (видява – хранительница воды, паксява – хранительница земли, кудава — хранительница жилища). Каждая особенность культуры любого народа является драгоценным камнем самоцветом. И сегодня мы с вами познакомимся одним из них.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какой драгоценный камень «самоцвет» у нас спрятался в сундуке? (Воспитатель достает и открывает сундук. Из сундука появляется мордовка. На экране выводится мордовский орнамент)
— Что вы видите перед собой? Что особенного у этой куклы? (Ответы детей)
— Она одета в мордовский национальный костюм. Давайте внимательно рассмотрим костюм (на проекторе воспитатель показывает, называет и рассматривает с детьми элементы одежды).
— У каждого народа национальный костюм имеет свои отличительные черты: особенные элементы одежды, цветовая гамма, орнаменты.
III. Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим головной убор мордовского национального костюма, его отличительные особенности, и ненадолго станем народными мастерами и попробуем украсить эрьзянский женский головной убор «Панго» в нетрадиционной технике рисования.
— Прежде чем приступить к работе, сыграем в веселую игру.
Пальчиковая гимнастика
Те атине, (Это дедушка)
Те бабине, (Это бабушка)
Те церыне, (Это мальчик) (Пальчики по очереди загибаем)
Те тейтерне, (Это девочка)
Те чеерне. (Это мышка)
Каштор, каштор (На последний словах
Кекшсь чеернесь. щекочется ладошка)
Воспитатель: Размяли свои пальчики, а теперь займемся работой. Сегодня вы будете украшать наши головные уборы. Давайте пройдем в нашу мастерскую. (Проверка осанки, одевание фартуков для творчества)
— Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим, как выглядит эрьзянский женский головной убор «Панго». (Показ образца)
— Какие цвета вы видите? (Ответы детей)
Воспитатель: Красный цвет – символизирует любовь, красоту, здоровье. Белый цвет – означает добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность. Зеленый цвет – символизирует молодость. Желтый цвет – символизирует полезность. Черный цвет – символизирует мордовскую землю.
У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.
Орнамент – это узор, который состоит из повторяющихся элементов и украшает различные изделия (одежду, посуду, глиняные игрушки, скатерти, салфетки, дорожки). Сегодня мы вспомним уже знакомые орнаменты и познакомимся с новым.
1. Квадрат или чаще всего ромб являются главным орнаментом. Это универсальный орнамент, который означает изобилие, плодородие.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит заготовка нашего будущего головного убора, которую вы затонировали ранее пузырьково-упаковочной пленкой. Узор «ромб» мы будем наносить знакомой техникой «рисование по трафарету». (Дети самостоятельно делают узор)
2. Зигзаг можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря.
Воспитатель: Узор «Зигзаг» мы будем закрашивать в технике «рисование солью». Берем в руки кисточку, немного смачиваем ее водой. Выбираем зеленый цвет. Закрашиваем сначала один зигзаг. Затем выбираем желтый цвет, закрашиваем второй.
Теперь украсим «цёковт» (белые помпоны) в технике «рисование тычком». Перед вами лежит тычок. Берем его, опускаем в тарелочку с белой краской. Наносим краску методом тычка на круглый помпон. (Дети самостоятельно делают узор)
Физкультминутка
Мастера все дружно встали,
Рисовать они устали.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Вдох и выдох – улыбнитесь,
Потихонечку садитесь.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю еще с одним из мордовских орнаментов – «мордовская восьмиконечная звезда». Она символизирует солнце. И сейчас мы нанесем этот орнамент на наш головной убор в технике «рисование печатью». Перед вами лежит штамп «восьмиконечная звезда», сделанный из пенопласта. Берем его и окунаем в тарелочку с красной гуашью. После этого, переносим рисунок на нашу заготовку, делая печать. (Дети наносят последний элемент на головной убор).
Наш женский головной убор «панго» готов.
Засияли на листах
Яркие как зори
Красивые, нарядные
Мордовские узоры.
IV. Анализ готовых работ.
(Воспитатель выставляет все работы на доске. Дети отмечают красивое сочетание цветов, ритмичное расположение элементов, аккуратность выполнения).
Воспитатель: Молодцы, ребята, ваши головные уборы получились красивыми и нарядными! Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно! Сегодня вы были народными мастерами и создавали один из маленьких самоцветов большой мордовской культуры. Вам понравилось?
V. Рефлексия
— А что особенно вам понравилось?
— Какие элементы мордовского орнамента украшают ваше изделие?
— Какие цвета использовали вы при выполнении мордовских орнаментов?
— Понравились ли вам эти необычные техники рисования?
— Хотели бы вы использовать эти необычные способы рисования на следующих встречах?
VI. Итог
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Мордовский народ всегда был добрым и хлебосольным. И наша мордовочка приготовила для вас небольшой сюрприз. (Достаю из сундука пряники с мордовским орнаментом).
Список литературы:
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Н. Н. Николаева. – М.: Детство – Пресс, 2012. – 336 с.
2. Майер А. А. Введение детей в проблемы социальной действительности (родиноведческий подход) / А. А. Майер. – М.: Детство – Пресс, 2012. – 272с.
3. Савченко В. И. Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников / В. И Савченко. – М.: Детство – Пресс, 2013. – 320с.