Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе"
Подготовка ребёнка к школе – это очень напряжённый и ответственный момент в жизни каждого родителя. Многие спрашивают, что именно необходимо сделать и какие шаги предпринять для адаптации детей к новым условиям в качестве ученика. Если объединить все советы родителям по подготовке детей к школе, то можно выделить три основных показателя.
Общее развитие
Первый показатель – это общее развитие ребёнка. К тому времени, как малыш сядет за парту, его общая подготовка должна иметь определённый уровень. Это касается в первую очередь интеллекта, памяти и внимания. Советы родителям по подготовке детей к школе 5-6 лет главным образом направлены на выявление имеющихся знаний у ребёнка и каких-либо представлений об окружающем мире, а также на его способностей производить действия в уме и мыслить.
Произвольное управление
Второй показатель – это произвольное управление собой и своими мыслями. У дошкольников очень яркое восприятие, отличная память и легко переключаемое внимание, но управлять всем этим в полной мере они не умеют. Запомнить что-то во всех деталях и надолго ребёнок может, если его это сильно заинтересовало, но сосредоточиться на том, что не вызывает у него какого-либо интереса, очень трудно.
Крайне важно выработать и заострить внимание на этом умении перед поступлением в школу. Советы родителям, как подготовить ребенка к школе, чётко указывают – он должен уметь делать не только то, что хочется, но и то, что надо, даже в тот момент, когда это совсем не интересно.
Мотивы
Третий показатель – это формирование мотивов у ребёнка, побуждающих его к обучению за партой. Здесь речь идёт не о естественном интересе, которым грешат все родители: общение со сверстниками, игры и прочее, а именно о глубокой мотивации, направляющей и являющейся причиной стремления к получению знаний в школе. Все эти три показателя крайне важны для начала успешного обучения ребёнка.
Факторы готовности к школе
Можно выделить несколько основных факторов, которые показывают степень готовности детей к школьному обучению:
* Физический. Есть определённые нормы физического развития дошкольников, которые обуславливаются такими показателями, как вес, рост, зрение, слух, моторика, мышечный тонус, нервная система и состояние здоровья в целом.
* Интеллектуальный фактор. Многие советы родителям по подготовке ребенка к школе рекомендуют делать упор именно на этот показатель, но здесь, главное, не переусердствовать и не отбить охоту у юного школьника учиться. Сюда можно отнести: общий кругозор ребёнка, словарный запас, уровень познания окружающего мира (мышление и логика).
* Социальный фактор. У детей к началу учебного процесса уже должна сформироваться личностная картина всего происходящего: социальная и нравственная позиция для общения со сверстниками и взрослыми людьми (Что такое «хорошо», а что такое «плохо»).
* Эмоциональный фактор. Учителя, давая советы родителям, как подготовить ребенка к школе, считают этот фактор сформированным, если школьник умеет ставить себе цели, намечать какие-то планы, принимать решения и прилагать усилия к их последующей реализации.
В общей совокупности все эти факторы и показывают степень готовности ребёнка к учебному процессу.
Критерии подготовленности
Кроме факторов, влияющих на будущий учебный процесс, можно выделить некоторые критерии подготовленности ребёнка:
* Физическое развитие и координация – готовность рук выполнять мелкие и разнообразные движения (владение ручкой, карандашом и кисточкой).
* Предпосылки к мотивации учиться – отношение к учёбе, как к важному и неотъемлемому жизненному процессу, интерес к занятиям.
* Поведение – возможность соблюдения школьного режима и простая организованность во время урока.
* Умственная деятельность – умение наблюдать за предметами и обозначать их качества, свойства и стороны наряду с логичностью и осмысленным запоминанием подаваемого материала.
* Самостоятельность – попытки находить разные пути достижения цели, способов решения той или иной проблемы и умение обходиться без посторонней помощи.
* Социум – советы родителям, как подготовить ребенка к школе, заключаются в развитии умений ребенка слушать учителей и товарищей, то есть работать в коллективе.
* Труд – знание того, что такое трудиться, и желание это делать не только для себя, но и для других, осознавая ответственность поручаемых задач.
* Умение ориентироваться – школьник должен иметь представление о времени и пространстве, единицах измерения (час, день, далеко, близко), а также способность воспринимать эти показатели.
Многие рекомендации родителям, как подготовить ребенка к школе, доказывают, что у детей уже в возрасте 6-7 лет начинают работать все органы познания. Именно в этот период формируется начальный объём знаний и навыков – развивается логическое мышление, воображение и память, что позволяет направлять внимание ребёнка в нужное русло: слушать, запоминать, анализировать и делать выводы.
Что должен уметь дошкольник?
Перед тем как сесть за парту, ребёнок должен овладеть некоторыми знаниями и умениями.
* Внимание. В течение 15-20 минут уметь выполнять поставленные задачи – сосредоточено и не отвлекаясь. Находить больше четырёх отличий у предметов, решать несложные примеры по образцу. Уметь копировать простые предметы – узоры или движения.
* Память. Читать по памяти детские стихи, запоминать шесть-семь картинок и повторять в точности озвученные предложения из двух-трёх строк.
* Мышление. Складывание пазлов и мозаик. Уметь объяснять явные несоответствия на картинках, находить «лишние» предметы, среди предложенных, анализируя и объясняя свой выбор.
* Математика. Уметь соотносить число предметов с цифрами, считать в прямом и обратном порядке до десяти. Складывать и вычитать с помощью арифметических знаков. Иметь понятие о длине предметов, ориентироваться во времени.
* Речь. Уметь составлять рассказы по картинкам или из собственной жизни не менее чем на пять предложений. Правильно произносить звуки и разделять предложения на слова.
* Моторика. Владение карандашом, ручкой и кистью. Изображать на рисунке несколько предметов, объединённых общим сюжетом. Уметь раскрашивать, штриховать, не выходя за обведённые контуры. Знать о пропорциях предмета на рисунке (слон и мышь) и иметь минимальные навыки работы с тетрадями в клетку и линейку.
Окружающий мир
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе, приведенные ниже, очень многие игнорируют или просто забывают сконцентрироваться на них. Но ребёнок должен чётко понимать и знать свою фамилию, имя и отчество, а
также имена родителей, название города, где он живёт, улицы, столицу своей Родины, дни недели, месяцы вместе с последовательностью и принадлежностью к временам года, виды флоры и фауны (хищники, травоядные, деревья, кусты), а также название планеты, где мы живём, и её спутника.
Не все советы родителям, как подготовить ребенка к школе, подходят для специализированных заведений, но качество ответов на вышеперечисленные вопросы об окружающем мире оценивается примерно одинаково. Критериями правильного ответа на вопросы считаются: папа работает доктором, маму зовут Смирнова Светлана Алексеевна, вместо: папа работает на работе и маму зовут Света. Согласно ответам на такие простые вопросы, можно определить уровень подготовленности дошкольника.
Как подготовить ребенка к школе – советы родителям
Для того чтобы ребёнок был подготовлен к учебному процессу и с радостью пошёл в первый класс, стоит обратить внимание на следующие рекомендации.
Не требуйте от ребёнка слишком многого. Нет смысла спрашивать обо всём и сразу. Помните, что ваши усилия в подготовке должны соответствовать общему уровню развития дошкольника, поэтому нет смысла обучать его каким-то дополнительным навыкам из старших классов.
Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежность никогда не формируются сразу – на это нужно время и усилия. Очень часто ребёнок нуждается в простой поддержке со стороны взрослого человека.
Ошибки и режим дня
Дети всегда имеют право на ошибку – это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребёнок не боялся ошибиться. Многие родители ругают детей за это, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребёнок допустил промах, на него просто нужно указать и предложить исправить. Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.
Обратите внимание и при необходимости сбалансируйте питание ребёнка, режим дня, время отдыха и занятий. Подстройтесь под будущий ритм школы и постарайтесь его придерживаться.