Возрождение традиций православного семейного воспитания.
Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. «В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи».
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Именно поэтому тема моего исследования очень актуальна на сегодняшний день.
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
Задачи:
- интеллектуальное и духовное обогащение детей;
- элементарное знакомство с православной верой;
- формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
- возрождение русских национальных традиций и обычаев;
- сохранение нравственных семейных ценностей.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России Федеральный государственный образовательный стандарт закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка закладываются в семье. В этой связи — духовно-нравственное воспитание детей в семье возможно лишь при условии укрепления, нравственного и духовного оздоровления семьи.
Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:
— жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников.
— уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи,
— использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок,
— посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам,
— общей семейной трапезе,
— назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного,
— существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.
Необходимо подчеркнуть, что в традиционной российской семье, отношения строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.
Именно дошкольные учреждения должны способствовать возрождению семейного уклада, традиций и ценностей. Федеральный государственный образовательный стандарт даёт нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Провели опрос среди родителей «Должны ли дети получать знания о православной культуре в ДОУ», и получили положительные результаты.
Вся работа ведется по трем направлениям:
- 1)самообразование педагогов;
- 2)взаимодействие с родителями;
- 3)совместная деятельность с детьми.
- Самообразование педагогов осуществляется как в коллективных, так и в индивидуальных формах. Это:
- консультации
- изучение передового опыта и литературы.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:
- родительские собрания;
- папки-передвижки;
- тематические выставки;
- выставки семейного творчества;
- совместные праздники.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.
- Праздники (традиционные «Рождество» и «Пасха», «День рождения книжки»);
- чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
- беседы на нравственные темы («Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»);
- образовательные проекты («Письмо другу»);
- слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);
- просмотр видеофильмов («Радость моя» телевизионного канала Союз);
- рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
- продуктивная деятельность.
- В современном мире утрачены многие традиции православного семейного воспитания. Родители, ввиду занятости на работе или из-за бытовых проблем, не уделяют времени на совместное чтение с ребенком и беседы с ним. Сейчас проще дать в руки ребенку какой-либо гаджет и спокойно заниматься своими делами, чем поговорить с ребенком по душам. Именно поэтому нравственный маятник внутри ребенка раскачивается куда хочет. При наличии такого объема негативной информации, которая нас окружает, дети стали проще относится к насилию и жестокости и воспринимать их как нормы современной жизни. Поэтому мы в нашей группе организовали «Клуб семейного чтения», для того, чтобы родители провели хотя бы небольшую часть времени вместе с ребенком. Организуя этот клуб, я стремилась обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт. Духовно – нравственное воспитание неисчерпаемая, многогранная область: это архитектура, литература и история, театр и естественные науки – всѐ может и должно стать помощью развития и роста души человека. И всё это мне хотелось донести до родителей и воспитанников.
- Опыт показывает, что проводимая работа значительно расширяет знания воспитанников о нравственных качествах личности и способствует становлению духовного мира человека, формированию нравственно – эстетических идеалов. Нужно только постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на нас, педагогов, если мы отстаиваем необходимость и берем на себя инициирование духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Ответственность эту мы сможем нести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно-нравственного воспитания.