Конспект урока по теме "Согласные глухие звуки [т] [т’]"

Урок литературного чтения, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: Согласные глухие звуки [т] [т’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости

Цели урока:

познакомить учащихся с глухими звуками [т] [т’],упражняться в чтении слогов, слов и текстов с буквой «т»,дифференцировать эти звуки по признаку твердости-мягкости и сравнивать их по очередности с соответствующей парой звонких согласных [д] [д’],продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков,закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнивания минимальных пар слов,закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласного звуков,учить читать по слогам и орфоэпически,формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы,закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели,развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения,воспитывать любовь к животным. Оборудование:

Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Обучение грамоте. Чтение. 1 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Г.Агарковой, Ю.А.Агаркова «Азбука»//Н.В. Лободина. В 2-х частях. – Волгоград: Учитель, 2009г.

Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. Схематические обозначения звуков, звуковые модели слов, двухуровневые модели слов.

Ход урока:

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. 1. Оргмомент. — Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? (с буквой «д») — Какие звуки воспроизводит буква «д»? ([д] [д’])

— Дайте им характеристику. (Звук [д] – согласный, звонкий, твердый; звук [д’] — согласный, звонкий, мягкий).

2. Сообщение темы урока.

— Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано:

1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, снег. (Туча)

2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап)

3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк)

4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка)

5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна)

— Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает)

— Что вы заметили? (Все слова начинаются со звука [т])

-Как вы думаете, ребята, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Буква «т»)

— Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

(1. Узнать, какие звуки обозначает буква «т»;

2. дать характеристику новым звукам,

3. научится читать слоги и слова с буквой «т»)

Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.2. Делать предположения в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Умение прогнозировать предстоящую работу

4.Учиться работать по предложенному учителем плану.

II. Развитие умений. 3. Знакомство с новой буквой. Звуковой анализ слов — Откройте «Азбуку» и рассмотрите иллюстрации на стр. 49 в верхнем ряду. Кто здесь изображен? (Клоуны) — Кто такие клоуны? Чем они занимаются? (Отвечают)

— Посмотрите на схемы слов и скажите, как зовут клоунов? (Том и Тим)

— Произнесите имя первого клоуна, выделяя голосом каждый звук. (Произносят: [т][о][м])

— Сколько слогов в слове? (Один)

— Сколько букв? (Три буквы)

— Сколько звуков? (Три звука)

— Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т])

— Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т]-[т]- [т]-[т])

— Этот звук обозначается буквой Т.(Показ буквы).

— На что похожа буква? (Предположения детей: на антенну, на молоток)

— Давайте найдем букву Т в нашей азбуке. (Находят)

— Какого она цвета? (Синего)

— О чем это говорит? Какая это буква? (Согласная)

— Вернемся к нашей схеме слова «Том». Попробуйте дать характеристику звуку

[т] в этом слове. (Согласный, твердый)

— Полностью ли дана характеристика звука? (Нет)

— Чего мы не знаем? (Звонкий или нет звук [т])

— Ребята, обратите внимание на модель звука [т] вверху слева. Что вы заметили? (Согласный звук [т] обозначен квадратиком без кнопки в середине, значит этот звук не звонкий)

— Верно, мы с вами говорили, что в образовании звонких согласных звуков участвует голос. Произнесите еще раз звук [т]. Слышен ли глосс при его произнесении? (Нет)

Такие согласные звуки, в образовании которых голос не участвует, называются глухими, и в звуковой модели слова мы будем обозначать его пустым квадратиком. Так дайте теперь полную характеристику звуку [т]. (Согласный, глухой, твердый)

— Произнесите имя второго клоуна и проанализируйте его ([т’] [и] [м]. В слове 1 слог, 3 буквы, 3 звука)

— Какой звук мы слышим вначале слова? (Звук [т’])

— Приложите пальчики к гортани и произнесите все вместе этот звук ([т’] [т’] [т’] [т’])

— Охарактеризуйте этот звук.(Этот звук согласный глухой мягкий)

— Этот звук мы будем обозначать в звуковой модели слова пустым квадратиком с апострофом.

— Какая буква указывает на мягкость предыдущего согласного? (Буква «и»)

— Какой вывод мы можем сделать, какие звуки обозначает буква «т»? (Буква «т» обозначает согласные глухие звуки ([т] твердый и [т’] мягкий).

Физминутка «Клоун» (Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

Вышел клоун на арену,

Поклонился всем со сцены,

Вправо, влево и вперед...

Поклонился всем как мог. (Поклоны)

4. Конструирование печатной буквы “Т” “т”

- Ребята, откройте конверты, из элементов печатных букв сконструируйте заглавную букву “Т” и строчную — “т” (Учащиеся выполняют работу)

— Итак, какие элементы вы выбрали? (Для заглавной буквы “Т” выбираем элементы — №1 (вертикальная линия) и №5 (горизонтальная линия), для строчной — №5 (вертикальная линия) и №9 (горизонтальная линия)

5. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью печатной строчной буквы “т” в квадратных скобках

— Ребята, что вы узнали о букве “т”? (Буква “т” обозначает согласный твёрдый звук [т] и мягкий согласный звук [т’])

— Назовите слова, которые начинаются со звука [т] (Такси, тундра, такса, танец)

— Назовите слова, в которых есть звук [т’] (Тир, тина, котёнок, тётя, ботинки)

6. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

— Рассмотрите иллюстрации ниже на стр.49 в «Азбуке» и скажите, что изображено?

— Посмотрите на данные схемы. Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного слева, выделяя голосом каждый звук. ([т’] [о] [р] [н] – “тёрн” (орфоэпическое чтение)

— Ребята, объясните значение слова “ тёрн”. (Тёрн – колючий кустарник (с терпкими синевато-чёрными плодами)

— Произнесите слово, которое обозначает название предмета, расположенного справа, выделяя голосом каждый звук. ([т] [о] [р] [т] – “торт” (орфоэпическое чтение)

— Ребята, объясните значение слова “торт”. (Торт – сладкое кондитерское изделие из теста с кремом).

— Чем похожи эти схемы? (В этих словах один слог, так как один гласный звук [о])

— В этих словах количество звуков и букв одинаковое – 4 звука и 4 буквы.

— Первая буква “т”, третья буква “р”. Эти буквы обозначают твёрдые согласные звуки).

— Чем отличаются эти схемы? (В первом слове последняя буква “н”, во втором — буква “т”

— В первом слове буква “т” обозначает [т’], а во втором слове — [т]

— В первом слове звук [о] обозначает буква “ё”, а во втором — звук [о] обозначает буква “о”)

— А почему в слове «тёрн» мы произносим [т] мягко, а в слове «торт» твердо? (в слове «торт» рядом с буквой «т» стоит гласная буква «о», указывает на твердость предыдущего согласного, а в слове «тёрн» за буквой «т» следует буква «ё», которая указывает на мягкость предшествующего согласного).

— А какие еще буквы могут указывать на мягкость предыдущего согласного? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я, и согласная буква ь)

— Ребята, какой сделаем вывод? (Буква “ё” указывает на то, что предшествующая буква “т” обозначает мягкий согласный звук, а буква “о” показывает, что буква “т” обозначает твёрдый согласный звук).

7. Чтение слогов по заданным схемам

— Прочтите слоги. Чем они похожи и чем отличаются? (Слоги похожи тем, что во всех присутствует согласный звук [т]. А отличаются тем, что в первом столбике даны слоги, которые начинаются с гласного звука, а во втором – слоги начинаются с твердого звука [т]. В третьем – слоги начинаются с мягкого звука[т’]).

8. Чтение слогов и слов в столбике

Учащиеся читают слова в цепочке вначале нараспев, по слогам, а затем – с учётом ударного слога, то есть орфоэпически, уточняя лексическое значение непонятных слов. (Во второй строке слово-предмет «мята» преобразуется в слово-признак «мятная», поэтому после прилагательного стоит прямоугольник как условное обозначение слова, для которого надо подобрать слово-предмет, например, мята – мятная конфета)

— Прочитайте слова, в которых буква “т” обозначает только мягкий согласный звук. (“утя”, т. к. после буквы “т” стоит буква “я”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного;

— “метил”, т. к. после буквы “т” стоит буква “и”, которая показывает на мягкость предыдущего согласного).

— В каких словах буква “т” обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый? (“отметил”, “утята”).

— Молодцы!

9. Чтение текста

Беседа до чтения:

— Я предлагаю вам прочитать текст “Омут”.

— Кто знает значение данного слова? (Омут – глубокая яма на дне реки или озера).

Омут.

Летнее утро. Малые утята у тёмного омута. Немало тайн он таит. То-то тянет утят нырять. Нырь, нырь, нырь! А там ил, муть и тайны нет.

(Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик)

Беседа после чтения:

— Какое время года описывается? (лето) А время суток? (утро)

— Где оказались малые утята? (У тёмного омута)

— Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута (Немало тайн он таит)

— Что хотели делать утята? (нырять)

— Что увидели утята в омуте? (Ученики находят в тексте ответ на данный вопрос, затем читают: «А там ил, муть и тайны нет»).

— Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять? (Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть).

— Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться на развороте учебника.

2.Находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

1.Логические – установление причинно-следственной связи.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Познавательные УУД

1. Умение работать с ранее полученной информацией.

2.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД

1.Логические -на основе сопоставления объектов делать собственные выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

4. Участвовать в диалоге на уроке.

Познавательные УУД

1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного.

2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте.

3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог. – Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Буква “т” обозначает согласный глухой твёрдый звук [т] и мягкий [т’], узнали, что обозначает слово «омут») — Чем мы занимались сегодня на уроке? (давали характеристику звукам, анализировали слова, сравнивали схемы слов, читали текст, отвечали на вопросы по тексту) – Какие умения формировали? (умение слушать и понимать речь других, высказывать свои мысли, высказывать свои предположения (версии).

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

— Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке! Наш урок закончен, до новых встреч!

Личностные результаты 1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.Регулятивные

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

50
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!