Выявление и развитие одаренности у детей дошкольного возраста
«Выявление и развитие одаренности у детей дошкольного возраста»
Для нашего образовательного учреждения работа с одаренными детьми является приоритетным направлением. Одаренный ребенок– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.
Нашей целью является выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.
Актуальность. В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому взглянуть на проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, МБДОУ детский сад «Сказка» выбрал развитие одаренности как одно из основных направлений работы педагогического коллектива
Основная идея моего опыта – создание единой модели работы с одаренными детьми в МБДОУ детского сада «Сказка», эффективно обеспечивающей выявление, развитие и поддержку одаренных детей, объединение усилий педагогов, родителей сцелью создания благоприятных условий дляреализации интеллектуального и творческого потенциала детей учреждения.
В основу разработанной мной модели работы с одарёнными детьми положены следующие педагогические задачи:
ØУправление развитием детской одаренности в дошкольном учреждении;
ØСоздание системы диагностики целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
ØСоздание благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности.
Теоретическая база опыта. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель — теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения
В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости. Разносторонность и многоплановость научных исследований позволяет внедрять в образовательную среду передовые педагогические технологии, что, несомненно, способствует более качественному и продуктивному процессу психолого-педагогического сопровождения одарённых детей.
Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, накопленный в мировой психологии и педагогике, оставляет открытыми ряд вопросов, которые требуют поиска ответов на них. Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6-7 лет). Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать, различать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями.
В настоящее время существует значительное количество различных программ для одаренных детей, основанных на различных теоретических моделях одаренности
При этом существует различное понимание способностей и специфики одаренности на разных этапах возрастного развития
В русле данного подхода одаренный дошкольник — это не тот ребенок, который быстрее переходит к обучению по школьным программам, а тот, который в наиболее полной степени проживает свой возраст.
Проблему развития одаренности анализировалась многими авторами (Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский и др.). Одной из форм проявления познавательной активности у дошкольника являются те вопросы, которые ребенок задает взрослым.
Так, в выполненном исследовании, И.А.Бурлакова проводила сравнительный анализ вопросов, которые задают взрослым по картинкам умственно одаренные дети и обычные дети, посещающие детский сад
При этом ядром умственной одаренности являются умственные способности ребенка. Одним из подходов к анализу развития детских способностей является подход, разработанный Л.А.Венгером и его сотрудниками на основе теории Л.С.Выготского
В более поздних исследованиях (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) было показано, что для ребенка дошкольного возраста характерным является использование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность, выделять в ней наиболее существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с подобными средствами позволяют ребенку справляться со своими непосредственными побуждениями, произвольно организовывать свое поведение.
Новизна моего опыта в создании интегрированного образовательного пространства для реализации единой модели работы с одаренными детьми.
Основное содержание деятельности модели:
- 1.Создание системы диагностики целенаправленного выявления и отбора детей;
- 2.Создание благоприятных условий для интеллектуального развития детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности;
- 3.Повышение педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;
- 4.Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям детей с признаками одаренности.
В нашем дошкольном учреждении сложилась своя система диагностики одаренности ребенка в различных сферах. Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в три этапа
Неотъемлемой частью является подбор и разработка методического инструментария, картотеки заданий повышенного уровня сложности, развивающих игр и упражнений
Для выявления одаренности дошкольников привлекаем психологов, педагогов и родителей, что предполагают использование соответствующих методов и методик. Выбор диагностических методик определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем подготовленности психолога и педагогов к работе с данными методиками
Таким образом, для выявления одаренных детей необходимо подобрать психологический инструментарий, позволяющий выявлять интеллектуальную, академическую, творческую, социальную одаренность, а также учитывать мотивацию и личностные особенности ребенка
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч. для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Для организации работы с одаренными детьми в детском саду созданы соответствующие условия. Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, студиях, секциях, организованныхв нашем детском саду.
Имеются творческие кружки по интересам: «Оркестр детских музыкальных инструментов», «Шашки – игры для ума», «Академия смышленых малышей», Кружок танцевальный «Ручеек».
Функционируют кружки спортивной направленности: Кружок «Здоровячек», «Остров тренажеров», «Ритмическая гимнастика». Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
Для развития детской одаренности активно используем инновационные технологии: Лэпбук – как современное средство развития дошкольника, «Бизибрд – дидактическая развивающая доска», «Авторские развивающие игры, проектная и исследовательская деятельность.
- В работе с детьми педагоги широко используют современные
технические средства: интерактивную доску, интерактивный стол с развивающими играми, развивающие тренажёры, мультимедийные установки, цифровую лабораторию «Наураша ,
различные современные образовательные технологии: технология мнемотехники, ТРИЗ — технологии, технология ментальных (интеллектуальных) карт.
Одним из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте —является богатство интересов и фантазии.
Для детей, обладающих художественными способностями, в детском саду проводятся персональные выставки рисунков.
Одной из форм развития детских способностей является коллекционирование. Многие дети уже в дошкольном возрасте начинают коллекционировать в соответствии со своими интересами и увлечениями. Коллекционирование может стать сильным стимулом к развитию познавательной потребности. Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость.
Многие дети любят сочинять рассказы, сказки. В детском саду выпущена книга, состоящая из рассказов детей, так и называется «Не судите строго начинающих писателей.
- Наш детский сад «Сказка» работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса.
Педагогическим коллективом используются различные формы работы с одаренными детьми: познавательно – исследовательская деятельность, проектная деятельность.
При работе с одаренными детьми используем различные современные образовательные технологии. Очень популярна в нашем учреждении технология мнемотехники, позволяющая добиться развития мышления, речи и памяти у ребёнка. Мнемотехника — это комплекс творческих упражнений, основанных на зрительном восприятии предметов. Красочные таблицы с изображениями предметов, позволяют ребёнку в игровой форме запоминать те или иные слова и составлять предложения.
Активно используются развивающие интеллектуальные игры. Среди всех развивающих игр особо наше учреждение детский сад «Сказка» выделяет группу инновационных развивающих игр, влияющих на развитие интеллекта. Это игры В.В.Воскобовича, «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера» и другие «умные игры».
Эти игры помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными в плане предматематической подготовки и с точки зрения общего интеллектуального развития
Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие, полезные для жизни качества. Поэтому те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам.
Интеллект ребенка требует исследования и тяги к знаниям. Для этого создана и активно используется в нашем учреждении доска Бизиборд. Вдохновителем этого изобретения является педагог и создатель известной системы воспитания Мария Монтессори. Средство развития мелкой моторики, развитие речи и познавательных интересов у детей дошкольного возраста. Развивающая доска со всевозможными кнопками, крючками, включателями и прочими опасностями, которые ребенку в повседневной жизни трогать нельзя.
Чтобы научить детей понимать, что такое схема предмета, подбирать готовые значки-схемы к предметам и изображать их графически в нашем учреждении используется технология схематизации запоминаемого материала.
Схематизация запоминаемого материала (условно-схематическое изображение) является технологией, позволяющей эффективно запоминать как наглядный, так и вербальный материал. Использование приема схематизации способствует усилению связей памяти и мышления, что проявляется в более глубоком анализе запоминаемых объектов, выделении в них существенных признаков, успешно развиваются мыслительные операции: сравнение, обобщение. Данный прием улучшает процесс восприятия окружающего мира, способствует развитию мелкой моторики руки, что важно при подготовке детей к школе.
Можно использовать данный прием на занятиях по знакомству с окружающим миром, развитию речи, ФЭМП, а также в игровой деятельности вне занятий.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Познавательно-исследовательскаяактивность – естественное состояние ребенка. Именно в эти годы ребенок максимально активен и любознателен. От того, как будет развиваться ребенок в дошкольном возрасте, зависит и его успеваемость в школе. Характерными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления.
Любознательность, исследовательская деятельности познавательная активность является одним из ориентиров в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Дети любят наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки. Он хочет все знать, исследовать, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Познавательно-исследовательская деятельность дает огромную возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В связи с этим познавательно — исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашего детского сада с детьми.
Магнит и его свойства. Опыты с магнитами для детей очень интересны. Изучаем свойства магнитов, делаем компас. Свойства магнитов часто кажутся, чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. Детям всегда интереснее, кода развивающие занятия проходят в виде игры.
Не раз с детьми на занятиях отправлялись в путешествие в валеологическую сказку «Путешествие в страну Минералогию». В этой стране дети познакомились с её жителями Кальцием, Йодом, и Железом, которые рассказали о себе: в каких продуктах они содержатся, какую функцию выполняют в организме человека. В конце путешествия дети делают вывод: чтобы быть здоровым, не болеть – нужно есть разнообразную пищу.
Вода и его свойства. Формируются представления детей о свойствах воды; расширяются знания детей о значении и роли воды в
жизни человека и других живых организмов. Дети проводят эксперименты о круговороте воды в природе.
Исследователи воздуха.Дети знакомятся со свойствами воздуха через опыты и эксперименты. Сами находят ответы на вопросы можно ли увидеть воздух? Имеет ли он вес и запах? Проявляется интерес к экспериментальной деятельности.
Метод проектов – это совокупность действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для ребенка и оформленной в виде некоего конечного продукта
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулировать его активность и инициативность.
Педагоги детского сада «Сказка»считают актуальной тему использования проектной деятельности для повышения познавательной активности ребенка в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.
Поэтому проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых
Метод проектов актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
Цель проектного метода: Развитие свободной творческой личности ребёнка, направленной на познание окружающей действительности и определяющая необходимость решать задания.
Вхождение детей в проблемную ситуацию;
Активизация желания искать пути разрешения проблемы;
Формирование предпосылок исследовательской деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний;
Формирование эмоциональной заинтересованность в совместной деятельности;
Овладение различными способами решения поставленных задач.
Мы вместе с детьми работаем как над краткосрочными проектами, так и над долгосрочными. Наши воспитанники постоянные участники Фестиваля проектных работ, проводимых в городе в рамках Федеральной экспериментальной площадки.
В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, в подготовительной группе мы организовали конкурс: «Лучший проект», это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.
В работе с детьми педагоги широко используют современные технические средства: интерактивную доску, интерактивный стол, развивающие тренажёры, мультимедийные установки.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно- коммуникационных технологий в работе с одаренными детьми становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Мир, в котором развивается современный ребенок, конкретным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий(компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.).
Часто с детьми отправляемся в виртуальные экскурсии, которые позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения: «Интерактивные прогулки по лесу»; «Первые шаги в искусство»; «Видео путешествие по тропинкам родного края» и др.
Также дети играют в дидактические игры с применением интерактивной доски: «Зимующие птицы»; «Сказки»; «Что лишнее?»; «Дружим с природой» и др.
Играя в интерактивные игры, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения: используют крупные яркие изображения, передвигают буквы и цифры, составляют слова и предложения, оперируют геометрическими фигурами и различные объекты просто пальцами. Наши воспитанники, воспринимающие информацию визуально, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.
Ведущим фактором развития одаренности дошкольника является личность педагога и повышение педагогической компетенции всех участников образовательного процесса. В работу с педагогическими кадрами включены такие методические мероприятия, как теоретические семинары по изучению особенностей работы с одаренными детьми, практические занятия, презентации и мини выставки инновационных программ и технологий о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; семинары по обмену опытом работы.
Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения имеет высокий квалифицированный и профессиональный уровень подготовки, обладает необходимым потенциалом для осуществления образовательного процесса с одаренными детьми:
Более 30% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 50% — первую категорию.
6 педагогов прошли обучение на образовательном портале «Миндскиллс» по программе «Ментальная арифметика».
Педагоги тесно сотрудничают с творческой группой Вячеслава Воскобовича, автором развивающих интеллектуальных игр. Участвуют в авторских вебинарах и семинарах.
Кроме того, что талант ребёнка будет развивать воспитатель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда. Конечно, чтобы получить хороший результат воспитательной работы, нужен постоянный контакт с родителями. И тут воспитатели проводят не маловажную работу: проводят различные консультации: «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Что надо знать о своем ребенке» и многие другие. Также проводятся групповые консультации на темы: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье», «Наши дети – наше будущее». Еще ведется индивидуальная работа с родителями, ну и, конечно, участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.
Но обычно родители бывают в некоторой растерянности, не зная, как поддержать, одаренность у ребенка и хотели бы получить соответствующие рекомендации психолога, педагога и других специалистов. Поэтому, целью работы специалистов и воспитателей является оказание помощи родителям в определении своей позиции по решению вопросов развития одаренности детей, согласованного воздействия, оценке своего вклада в раскрытии творческого потенциала ребенка.
Возможность участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней является сильнейшим стимулом для упорной работы, как воспитанников, так и педагогов нашего детского сада. Организованная конкурсная деятельность стимулирует детей продолжать, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования нашего дошкольного учреждения:
üМуниципальная учебно – практической конференции «Шаг в науку 21 века» — два 1 места;
üРеспубликанская научно – исследовательская конференция по экологии «Мой мир – мой дом» — 1 и 2 места;
üКонкурса «Спортивный калейдоскоп»- три 1 места;
üВсероссийский конкурс дошкольных образовательных учреждений «Изюминка-2» — 2 место по Республике Мордовия в номинации «Юные гимнасты»;
üВсероссийский интеллектуальный конкурс по математике и изобразительному искусству «Умный мыслитель» — 2 победителя;
üВсероссийский интеллектуальный конкурс «Знаток – дошколенок» по математике и развитию речи среди детей подготовительной к школе группы – 2 победителя;
üФестиваль проектов «Космическая Одиссея – лауреаты конкурса;
üПознавательная олимпиада для дошкольников «Увлекательная математика» и «Окружающий мир». Дипломы 1 степени;
üИнтеллектуальный конкурс «Любознайки» — два 1 места;
üВокальный конкурс «Голос лицея» — призеры;
Межрегиональный этноконкурс исследовательских, проектных и творческих работ студентов, магистрантов, учащихся, дошкольников учреждений дошкольного, общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования «Панжема (Открытие) –2017:
лауреат 3 степени в номинации музыкальное творчество,
лауреат 1 степени в номинации актерское искусство,
лауреат 2 степени в номинации актерское мастерство.