БОЕВОЙ ПУТЬ 326-Й РОСЛАВЛЬСКОЙ КРАСНОЗНАМЁННОЙ СТРЕЛКОЙ ДИВИЗИИ

Великая Отечественная война была не только драматическим, но и героическим периодом истории народов нашей страны. Вместе с другими братскими народами вклад в разгром гитлеровской Германии внесли уроженцы Мордовии.

На территории Мордовии в годы войны было сформировано множество воинских частей и соединений: от отдельных лыжных и истребительных батальонов до дивизий. В начале войны в Мордовии был укомплектован личным составом и убыл на западный фронт 409-й стрелковый полк 137-й стрелковой дивизии. По некоторым данным, в Мордовии проходило формирование части соединений 167-й стрелковой дивизии. Но только 326-я стрелковая дивизия полностью была сформирована в Мордовии [2, c.256].

Формирование дивизии проходило с 31 августа 1941 года по 27 августа 1941 года. Проводилась необходимая работа по снабжению и вооружению дивизии. Активно осуществлялась организация боевой подготовки. Ускоренно велась политическая учеба, в первую очередь рядовых бойцов. К моменту завершения формирования дивизии в ней насчитывалось 13600 человек. Из Мордовии было 9723 человека. Из этого числа 3246 человек были мордовской национальности, именно по этой причине вновь созданную дивизию стали называть в народе «Мордовской».

         Структура дивизии состояла из трех стрелковых полков (1097, 1099, 1101), артиллерийского полка №888, отдельного саперного батальона, отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, моторазведывательной роты, отдельного батальона связи, медсанбата №410 и отдельной автороты [4, c. 23].

Возглавил дивизию полковник В.С. Андреев. Он был строгим и требовательным командиром, однако, именно такие качества и требовались в то трудное время. В состав высшего руководства вошли: военный комиссар М.Е. Петров, начальник штаба – подполковник А.П. Пенчевский, начальник 4-го отделения – Костин, помощник начальника 2-го отделения – старший лейтенант Большаков, начальник штаба артиллерийского полка капитан Филиппов, начальник 6-го отделения – интендант 3-го ранга Ушаков, командир 888-го артиллерийского полка – майор Г.А. Худолеев, командир 1097-го стрелкового полка – майор М.М. Свиридов, командир 1099-го стрелкового полка – старший лейтенант П.А. Романкевич, командир 1101 стрелкового полка – майор Г.Н. Поздняков [ 3, c. 463].

Дислокация дивизии с самого начала осуществлялась в разных населенных пунктах Мордовии. Штаб располагался в Саранске, 1097-й стрелковый полк – в Ромоданове, 1099-й стрелковый полк – в Луховке, 1101- й стрелковый полк – в Архангельском Голицыне, 888-й артиллерийский полк – на Посопе, саперный батальон и батальон связи – в Николаевке

Боевой путь 326-й Рославльской Краснознамённой стрелковой дивизии был очень трудным, трагическим, но в то же время в огромной степени героическим. Дивизия за годы войны прошла с боями через Рязанскую, Тульскую, Московскую, Смоленскую, Калужскую, Орловскую, Калининскую, Ленинградскую, и Псковскую области, принимала участие в освобождение Эстонии и Польши и закончила свой ратный путь в Германии. Всего за период с боевых действий с 5 октября 1941 года по 25 июня 1943 года дивизия потеряла 29 060 человек [1].

Боевое крещение 326-я дивизия получила в ходе Битвы за Москву. В начале декабря 1941 года перед нашими войсками стояла задача растянуть коммуникации противника в районе Михайлова, Пронска, Серебряные Пруды, Сталиногорска, Плавска. Распыленность его сил дала возможность нанести сильный удар и разгромить немцев под Москвой. Эта огромной важности стратегическая задача выпала на долю и 10-й армии, в составе которой действовала наша 326 Мордовская дивизия. 326-я дивизия получила задачу перерезать железные и шоссейные дороги, занятые немцами. Первый успех дивизии был в ее стремительном марше. За двое суток дивизия прошла 100 километров и, захватив Гагарино, перерезала рокадную железную дорогу, связывающую Михайловскую и Павелецкую группировки немцев. У врага остались пути отхода только на Сталиногорск, Грязное. Первый фланговый удар дивизии одновременно обеспечил захват Михайлова. Эту задачу дивизия выполнила. 8 декакбря 1941 г. она заняла населенные пункты Красное – Ковалевка – Хитровщино. При взятии села Хитровщино отличилась группа пулеметчиков в составе: Кашинский, Ромаев, Ерастов, Сульдин [4, c. 48].

  13-14 декабря 1941 г. дивизия получила приказ Военсовета 10-й армии выйти на рубеж р. Дон, перерезать шоссе Сталиногорск – Одоев и окружить г. Епифань, тем самым способствовать корпусу генерала Белова в овладении Сталиногорска и Одоева; Для противника эти объекты были очень важные и против наших войск немцы двинули танки. В бой с танками вступила 5-я артиллерийская бригада 888-го артполка под командованием лейтенанта Н.Ф. Цыганова. Им удалось подбить 2 немецких танка. Овладев с боями населенными пунктами Николаевское, Семеновка, Чебышево и др., дивизия полностью выполнила поставленную перед ней задачу и обеспечила овладение городами. Сталиногорск, Одоев.

16 декабря 1941 г. – дивизия получила боевой приказ штаба 10-й армии – форсировать р. Упа и овладеть важнейшим узлом шоссейных и железных дорог и городом Плавск, оккупированном с ноября по декабрь.

Решительным ночным рейдом, дивизия в течение ночи, вклинилась в боевые порядки противника, форсировала р. Упа, и в течение 16-19 декабря овладела населенными пунктами Липово, Александровка, Березовка, Масловка, Катерево, Старые Мармыжи и др.

20 декабря 1941 г., после ожесточенных боев на подступах и в самом городе, дивизия овладела г. Плавск.

  Обращая внимание на даты можно сделать вывод о том, что события в декабре 1941 года развивались очень стремительно, быстро меняли свое расположение полки 326-й Мордовской дивизии. Уроженцы Мордовии с честью выполняли свой воинский долг в боях под Москвой. Отличился командир взвода Волков — молодой парень из Рузаевского района. Он, оказавшись в тылу у противника, бросил гранату в гущу немцев и вскочив на мчащиеся мимо сани направил лошадь на фрицев. За храбрость он получил благодарность от командования полка. [4, c. 64].

Почти все участники декабрьских боев 1941 года в 326-й дивизии были награждены медалями «За оборону Москвы».

Неся потери, дивизия упорно продвигалась вперед и громила фашистов.

Большие потери 326–я стрелковая дивизия понесла летом 1942 года, в боях на территории Сухиничского района Калужской области.

Выдававшийся вперед Сухиничский выступ представлял интерес, как для наших войск, так и для противника. Он провоцировал немецкое командование на свое срезание, а советское командование на использование его как плацдарма для развития незаконченных зимой операций.

Советское командование решило развернуть наступательную операцию.

В задачу 16 армии входило окружить и уничтожить жиздринскую группировку противника. Вспомогательные задачи возлагались на 10 армию, в состав которой входила 326-я стрелковая дивизия и 61 армию.

Наступление 10 армии не дало необходимых результатов. В итоге наступательная операция Красной Армии оказалась провальной.

  Большинство солдат погибло в ходе ответной наступательной немецкой операции под названием «Смерч».

Продвижение ударной группировки 2 немецкой танковой армии было остановлено, и она перешла к обороне. В этот день согласно приказу Штаба 10 армии за №0020 326-я стрелковая дивизия сдала участок обороны под Кировом и спешным маршем двинулась под Сухиничи. Стоявшая здесь 11 гвардейская дивизия не смогла сдержать натиск врага и позволила немцам переправиться через реку Жиздра, просочиться в лесной массив. Создалась угроза прорыва танков к Сухиничам — расстояние 22 километра, наших частей там практически не было. Эту «брешь» и прикрывала 326 дивизия. В ночь на 16 августа дивизия сосредотачивается для совершения форсированного марша, во время которого получен приказ о вхождении дивизии в состав 16 Армии [3, c.547].

17 августа 326-я стрелковая дивизия вступает в тяжелейшие бои с танковыми частями противника, поддерживаемого большим количеством авиации.

В боях у реки Жиздра мордовские парни проявляют неподдельный героизм.

Настоящий подвиг совершил командир 45 мм пушки сержант Пьянзин. Расчет его пушки вывел из строя 2 немецких танка и нанес сокрушительный удар по живой силе противника. Мордовские бойцы с бутылками с зажигательной смесью шли на танки. Политрук Ф.Г. Никитонкин противотанковыми гранатами уничтожил один танк [4, c. 85].

Части и подразделения 326-й дивизии несли большие потери. Но еще больший урон дивизия нанесла противнику, оставившем на поле брани 4757 солдат убитыми и ранеными, 48 танков, захвачено 29 пушек, 7 пулеметов [1].

Пленные немецкие солдаты говорили о 326-й дивизии что прибыла какая-то "дикая" дивизия и с нее нужно брать пример как драться и побеждать.

Бои на берегах реки Жиздра в августе 1942 года вошли золотой страницей в историю дивизии как образец мужества, стойкости и героизма. Дивизия с честью выполнила задачу, закрыла подступы к городу Сухиничи и не допустила продвижения противника на север.

За героизм, проявленный во время боев у реки Жиздра были награждены многие красногвардейцы 326-й дивизии.

За подвиги, мужество и героизм бойцов и командиров 326-я дивизия неоднократно получала благодарности от Верховного Главнокомандующего. А 25 сентября 1943 года за овладение важным узлом коммуникаций и мощным опорным пунктом обороны немцев на могилевском направлении — городом Рославль, дивизия была награждена Орденом Красного Знамени, а также приказом Сталина ей было присвоено наименование Рославльской.

Дальнейший боевой путь 326-й Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии состоит в разгроме немецко-фашистских войск в районе Ленинграда и Пскова, освобождении Советской Эстонии, разгроме врага в Восточной Пруссии, и закончила она свой путь в Германии на Эльбе. В марте 1946 года дивизия была расформирована в городе Днепропетровске [2, c. 288].

Более одиннадцати тысяч ее доблестных воинов награждено за время Великой Отечественной войны орденами и медалями Советского Союза. Среди них много наших земляков.

326-я стрелковая дивизия одно из самых крупных воинских формирований, созданных в республике в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на множество проблем, к ноябрю 1941 года дивизия в основном была укомплектована людьми, сформирована ее материальная база. Для маленькой и небогатой республики это серьезный вклад в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками. Дивизия с честью и достоинством прошла всю войну, участвовала в многих стратегических операциях, неоднократно и сама дивизия, и её бойцы удостаивались самых высоких и почётных наград за проявленный героизм и отвагу. Уроженцы Мордовии проявляли исключительную храбрость и доблесть, внесли большой вклад в дело борьбы с врагом. Многие из них так и не вернулись домой, сложив свои головы на поле боя. Наша задача всегда помнить и никогда не забывать их подвиг.

Список использованных источников

1.                Архив МО СССР, ф. 353, он. 66707, д. 1, лл. 201, 202

2.                Мордовия в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. / под ред. В. А. Юрченкова. В 2 Т. Т. 1–2. – Саранск, 2005.

3.                Мордовия 1941 – 1945 гг.: сб. документов / сост.: Е. И. Бакаев,               Л. А. Богданович и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – 749 с.

4.                Сафонова-Телина Т. Ф. Маршрутами героев 326-й Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии / Т. Ф. Cафонова-Телина. – Саранск: ИД «Книга», 2010. – 150, c.

1556
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!