Учись, развиваясь!
Учись, развиваясь!
Моисеева М.Г.,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №39», г.Саранск
В сфере модернизации российского образования много говорится о наиболее эффективных методах, приемах и технологиях обучения формирующих у детей такие качества как инициатива, самостоятельность и ответственность, способность в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Все это положено в образовательную систему развивающего обучения, которая позволяет формировать «мыслящего, думающего» молодого человека так необходимого для современной жизни.
Фундамент системы составляет концепция развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. В основу этой системы легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями. Содержание учебных предметов строится в соответствии с тремя принципами:
- Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
- Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
- Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
В настоящее время в начальной школе существует несколько параллельных образовательных систем. Чем образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова отличается от других систем?
- Изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий.
- Отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления.
- Главная задача – освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени.
- Переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний.
- Открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.
Особенностью уроковв этой психолого-педагогической системе является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии. Дети из «объектов обучающего воздействия» превращаются в исследователей, а учитель – в научного руководителя. Дети учатся самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, аргументированно их доказывать, критически оценивать свои и чужие предположения.
В системе В.В.Эльконина — Д.Б.Давыдова есть много поклонников, так как она имеет много различных преимуществ. Первым преимуществом можно назвать то, что дети, для которых применяется эта система, становятся более уверенными в своих знаниях и способностях, что является довольно весомым аргументом для восстановления хрупкой детской самооценки. Система позволяет добиваться уверенности в своих силах благодаря тому, что высказанная на уроке даже неверная гипотеза становится не предметом резкой критики, а шагом к более глубокому пониманию изучаемых предметов и явлений. Вторым преимуществом системы Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова является то, что дети учатся не теряться, попадая в новую для себя ситуацию, они способны самостоятельно проанализировать сложившиеся обстоятельства и найти решение для преодоления возникших трудностей и проблем (обычная фраза «стандартных» школьников «мы этого не проходили!» естественным образом исключается). Третьим преимуществом, и можно даже сказать, что самым главным, является то, что ученики могут приобретать знания благодаря тому, что активно исследуют предмет или явление, а не просто пассивно запоминают его, так как на обычных школьных занятиях.
Для достижения развивающего эффекта обучения и получения хороших результатов используют два вида диалога: это подводящий и побуждающий. Для поиска решений используют, конечно же, подводящий диалог — это когда дети предлагают свои варианты решения какой-либо проблемы, а побуждающий диалог наоборот, является формулированием задания или проблемы.
В результате обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова:
-дети, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад;
-уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения;
-у детей развиваются способности к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения;
-развиваются способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения;
-активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;
-все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.
На сегодняшний день система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей. Но, как и любая развивающая система, система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова очень сильно зависит от специальной подготовки учителя. Необходимо применять именно те подходы, которые заложены психологами — основателями данной программы, тогда даже слабо мотивированный к обучению ребенок будет ходить в школу с радостью, все понимать (хотя может быть и не с первого раза) и достигнет высоких результатов. Иначе все плюсы идеи развивающего обучения сведутся к нулю.