Консультация для воспитателей «Освоение детьми системы знаний о человеке посредством моделей»

«Освоение детьми старшего дошкольного возраста системы знаний

о человеке посредством моделей»

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей).

Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами моделями, становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию может осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

1. Предлагает детям описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими.

2. Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех.

4. Обучение детей моделированию существенных или значимых для данного объекта признаков.

5. Руководит созданием моделей.

Модели всегда многофункциональны. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

1. Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

2. Модель должна раскрыть существенное в объекте.

3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов и закономерные связи, существующие между ними. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о предмете изучения.

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие.

При помощи картинок-моделей можно организовать различные виды ориентированной деятельности детей. Наглядные материалы могут быть использованы на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.

К использованию схем-моделей можно подойти творчески. Например, в качестве моделей роста и развития человека можно использовать семейные фотографии. С их помощью дети могут выстраивать последовательность роста и развития, видеть, как они менялись, как относились к ним их близкие: папа, мама, бабушка, дедушка.

В старшем дошкольном возрасте важно строить процесс обучения так, чтобы обучение на занятиях, развивая детей, одновременно содействовало и формированию зачатков новой, чрезвычайно значимой для последующего возрастного этапа деятельности — учебной.

Необходимо также помнить, что учебная цель, не связанная с актуальными для ребенка мотивами, не затронувшая его душу, не удерживается в его сознании, легко подменяется другими целями, более созвучными с привычными побуждениями ребенка.

Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию — игровую, соревновательную, престижную. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник — опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего — игровые.

Выявлено, что учебно-игровая деятельность является наиболее эффективной на первых этапах овладения учением.

Моделирование — это еще один метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности.

Специальными исследованиями (Л.А.Вегнер, Е.В.Проскура и др.) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании — строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.

Моделирование используется на разных видах занятий со старшими дошкольниками.

Модель — это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют определенный круг знаний о себе как о живом организме.

Возрастные особенности ребенка делают его более самостоятельным, активным в познании данного предмета. Старший дошкольник не только способен глубже сопереживать, сочувствовать, но и проявлять содействие, стремление помогать, защищать и беречь.

Элементарное ознакомление старших дошкольников с внутренним строением своего организма – не самоцель. Оно лишь средство для углубления ощущения неразрывной связи человека и природы.

Задачи:

1. вызывать у детей радость от осознания себя частью живой природы, единения с ней;

2. развивать, углублять интерес к природе — живой и неживой;

3. воспитывать уважение и интерес к физической стороне своей жизни;

4. воспитывать уважение к физическим различиям между людьми;

5. воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылке здорового образа жизни; содействовать положительному восприятию своего физического «Я».

6. углубить представления об общих признаках живых существ: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя элементарное представление о строении и функциях внутренних органов и систем человека;

7. сформировать первоначальные понятия о путях созидания своего здоровья;

8. воспитывать уважение к матери, которая дает новую жизнь, закладывать основы отношения к семье как к важнейшей ценности. Формировать элементарные представления о размножении человека, животных, растений.

9. Воспитывать у дошкольников любовь к жизни во всех ее проявлениях; стремление сохранять живые существа и среду их обитания;

10. Формировать представления о взаимосвязях неживой и живой природы, человека

Разнообразно содержание воспитательно-образовательной работы со старшими дошкольниками в области знакомства с человеком. Воспитатель ведет ее регулярно, системно.

В заключении можно сказать, что ознакомление старших дошкольников с системой знаний о человеке посредством моделей является перспективным методом в дошкольной педагогике и использование этого метода способствует лучшему усвоению детьми этих знаний. Метод моделей имеет много плюсов. Среди которых, лёгкость в восприятии, доступность. Детям это интересно и понятно.

99
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!