Петр Ильич Чайковский "Весна" "Апрель"

Дошкольное образование

Петр Ильич Чайковский

Тема: «Весна» — «Апрель»

Цель:Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие виды искусства. Показать значение музыки в стихотворениях: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством П.И. Чайковского

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с новыми фактами жизни и творчества композитора;
  • учиться анализировать услышанную музыку: размышлять, что может выражать музыка;

    Воспитательные: воспитание гражданственности на примере жизни и творчества П.И. Чайковского

    Развивающие: прививать любовь к прекрасному, к замечательной классической русской музыке, средствами музыкального искусства воспитывать у детей интерес к русской музыке.

    Оборудование урока: Портрет П.И. Чайковского, аудиозапись пьес «Времена года» — март, презентация.

    Апрель! Апрель!

    Апрель! Апрель!
    На дворе звенит капель.
    По полям бегут ручьи,
    На дорогах лужи.
    Скоро выйдут муравьи
    После зимней стужи.
    Пробирается медведь
    Сквозь густой валежник.
    Стали птицы песни петь
    И расцвел подснежник.
    Самуил Маршак

    Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасны зеленые леса, поля, животные, птицы. Прекрасны реки, моря, океаны, горы, небо, солнце. Все это прекрасное одним словом мы называем — Природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

    Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственнее явление природы, тем больше внимания привлекает оно к себе, заставляет задуматься.

    Особенно великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми весеннее солнце.

    Сегодня мы с вами продолжим путешествие по «Весенней страничке».

    Страничка: «Подснежник» Апрель.

    Подснежник — так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.

«Подснежник». «Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином...»
А.Н.Майков

Слушание музыкального произведения «Апрель»

Музыка пьесы месяца апреля («Подснежник») — наполнена светлым лирическим чувством. Чайковский передает настроение ожидания весны. Нам передается его радостное и трепетное волнение, стремление к солнцу, надежда на счастье, упоение пробуждающейся природой, необычайное воодушевление и подъем духа, которые в нем всегда вызывал приход весны: «…Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе чувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зеленую травку! Как радуешься прилету гостей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!»

Слушая эту пьесу, мы представляем себе картину ранней весны: еще не ощущается радость пробуждения природы и в настроении преобладает скорее меланхолия, краски звучания еще тусклые, неяркие. Два такта вступления (только аккомпанемент) создают именно такое настроение. Новое привносит мелодия: от жаворонка в ней, быть может, мелодический узор из мелких нот в самом начале мелодии. Основная мелодия пьесы первый раз, естественно, звучит в верхнем голосе, но тут же имитируется в нижнем, словно некий отзвук из леса, и затем опять в верхнем — на сей раз уже с развитием, заключающим в себе не только вопрос первой фразы, но и ответ.

Если попытаться одним словом определить характер этой пьесы, то, вероятно, самое точное определение — трепетность. В мелодии – короткие фразы, устремляющиеся вверх, причем каждый раз все выше и выше, как бы навстречу пробуждающейся жизни, солнцу.

Прослушав мелодию, создайте свой рисунок, это будет отражение вашего чувственного восприятия.

383
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!