Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

Главная задача экологического воспитания в детском саду — научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Я попробовала в своей группе использовать художественную литературу для экологического воспитания детей.

Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки.
Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, и другие.

Никогда в своей работе по ознакомлении детей с природой, воспитании любви к ней, воспитатель не обходится без художественной литературы, которая способствует обогащению, развитию речи, формированию умения образно мыслить, воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней прекрасное, глубже и тоньше чувствовать ее красоту. Прослушав стихотворение, рассказ, проникшись его теплом, дети начинают внимательнее присматриваться к растениям, ко всему, что живет вокруг них.

В художественной литературе о природе сочиняются научное содержание и художественное слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней: с другой учит выделять закономерности природных явлений. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. Ребёнок начинает понимать, что нужно всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе и необходимости охранять её.

Общие принципы отбора произведений:

• Доступность произведений детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить значение новых слов и понятий.

• Реалистичность. В данном случае важны не сказки или басни о животных, где они действуют как люди (говорят, пекут пироги, читают книги, играют на музыкальных инструментах), а стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр.

• Привлекательность для детей. По возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.

Не нужно читать дошкольникам, объемные книги с подробными описаниями природы. Дети 5-6 лет с увлечением отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы и поговорки, слушают большие рассказы. Можно прерывать чтение вопросами, краткими уточнениями или, ставя каждый раз «логическую точку», читать книгу в течение нескольких дней.

В любом случае главное – умение взрослого преподнести ребенку произведение: выразительность исполнения, выбор темпа, длительность пауз. Монотонное и невыразительное чтение в данном случае абсолютно невозможно. Рекомендуется сочетать чтение художественных произведений не только с беседами, но и с играми и наблюдениями на прогулках, экскурсиями, посильным трудом в природе. Так, во время прогулок можно прочитать стихи о погодных явлениях (солнце, дожде, снеге, в зоопарке – стихи и загадки о зверях, на даче и в лесу – о растениях, грибах, насекомых и птицах). При работе с художественной литературой на занятиях необходимо предлагать детям разнообразные задания: рассказать о том, что шепчет дерево, каким они видят лето, зиму, и т.д. Дети фантазируют, составляют небольшие рассказы, не похожие на рассказы товарищей. Это способствует развитию мыслительных процессов, монологической речи, коммуникабельности.

Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А. С. Пушкин говорил: «Чтение — вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет — самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.
Желательно приучать детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.
На своём опыте убедилась, что очень интересно и удобно работать по тематическому планированию. Каждую неделю — новая тема. Дети рисуют, лепят, читают, обсуждают, заучивают, исследуют и всё по заявленной теме. В нашей группе заведены «Дневники читателей» — простые альбомы, в которых дети зарисовывают понравившиеся сюжеты из прочитанных произведений. Этим они выражают свое отношение, понимание смысла художественного произведения, формируя эстетическое отношение к окружающей действительности. В конце года дети сами смогли подсчитать количество «прочитанных» произведений по рисункам в дневнике.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.
Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Совместное чтение — это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.
При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах Г. Скребицкого, Е.Чарушина, Н. Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А. Огнева «На лесной поляне».

Хотелось бы привести пример конкретного автора который в своих произведениях рассказывал о природе Виталий Бианки. «Лесная газета», «Страна зверей». Дети узнают, как передвигается гусеница, переставляет свои мохнатые ножки паучок, прыгает кузнечик и т.д. В сказке «Сова» Очень просто и доступно можно показать зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые мыши – шмели – опыление клевера раскрывается перед ребенком смысл сложного взаимоотношения между организмами. Сказка Виталия Бианки «Первая охота» рассказывает о первой охоте щенка-малыша и способностях к маскировке животных от таких охотников. Показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т.д. В сказке «Как Муравьишка домой спешил» рассказывается о приключениях Муравьишки, унесенного ветром в лес, и о том, как гусеница, кузнечик, водомер и майский жук помогли ему до захода солнца попасть домой. В сказке Муравьишка чувствует, думает, переживает. Из этой сказки ребенок узнает, что в этом мире жить одному, без друзей, трудно. Книги В. Бианки учат добру, мудрости, внимательному отношению к природе, к братьям нашим меньшим

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.

Таким образом, художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребенке, и воспитывают его экокультуру.

160
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!