РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  В наш прогрессивный век мы уже не представляем себе жизнь без огромного потока информации и всевозможной техники. Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Интерактивные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Использование интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль интерактивных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИТ в свою практическую деятельность.

Главной целью внедрения интерактивных технологий является повышение качества образования и развивающее обучение через активное их внедрение в воспитательно-образовательный процесс.

Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ задачи:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе

ИТ – это технологии обмена информацией, коммуникации.
Подразумевается использование:

— информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение

— информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти

— мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.

— аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски.

Работа с детьми по использованию интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста базируется на следующих принципах:

принцип наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать экологические и другие явления действительности.принцип фасциации (привлекательности). Благодаря презентациям дети, которые обычно не отличались высокой активностью в непосредственно образовательной и совместной деятельности, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.принцип систематичности и последовательности. Предполагает, как организацию познавательного материала, так и систему действий обучаемого по его усвоению: восприятием с экрана, разъяснением воспитателя, самостоятельной работой.принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.принцип целостности. Предполагает формирование у детей обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе).

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области и на любом этапе проведения непосредственно образовательной или совместной деятельности с детьми.

Ведущей формой познавательной деятельности для детей дошкольного возраста является игра, которая занимает в жизни дошкольника особое место. Игра — одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Как известно ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным, что немаловажно для обучения в школе.

ИТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результате ребёнок запоминает и усваивает пройденный материал.

Сегодня дошкольные учреждения оснащаются компьютерами, интерактивными досками. Не исключением стал и наш детский сад. Для работы с детьми в детском саду есть проектор, ноутбук, интерактивная доска. Это обеспечило ход инновационной деятельности педагогов по различным направлениям в реализации программы воспитания и обучения детей.
Свою работу мы начали с внедрения ИТ для ознакомления дошкольников с социальным миром и в настоящее время ведем ее по всем основным направлениям дошкольного обучения.

В нашем дошкольном учреждении мы подобрали и адаптировали задания, дидактические игры, учебно-познавательный материал, с использованием интерактивной доски, компьютера. Свою работу с использованием ИТ в ходе непосредственно образовательной деятельности применяю в образовательной области «Познание». Мною разработаны дидактические игры, направленные на формирование математических представлений (формирование представлений о цвете, форме, величине, о геометрических фигурах, формирование количественных представлений).

Опыт работы по внедрению ИТ в воспитательно — образовательный процесс детского сада демонстрировался на районном методическом объединении педагогов ДОУ, на открытых занятиях для слушателей КПК на базе МРИО, на всероссийской научно-практической конференции «Осовские чтения», во Всероссийских конкурсах «Интерактивные технологии в ДОУ» и «В гостях у Матроскина» (Диплом IIстепени).

В МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» интерактивные технологии широко применяются и другими педагогами. Так, например, совместно с музыкальным руководителем используем игры и презентации для работы с детьми, как на занятиях, так и на утренниках, на выпускных балах.

ИТ активно используется нами и в работе с родителями детей. Для них создаются тематические брошюры, электронные сборники советов, памятки, которые способствуют более подробно познакомить родителей с возрастными психологическими особенностями детей, способами решений вопросов в воспитании.

В последнее время педагоги практикуют использование мультимедийного оборудования в ходе докладов для методического объединения воспитателей Лямбирского муниципального района, для слушателей КПК на базе МРИО.

Таким образом, интерактивные технологии в МБДОУ, в частности в работе с детьми, делают возможным повысить качество дошкольного образования, эффективность воспитательно-образовательной работы, соответствовать времени и двигаться вперед. Мультимедийные игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. И наша задача заключается в создании системы и методики использования интерактивных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.

140
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!