Проект по экологическому воспитанию "Мир природы родного края"
1. Тема проекта: «Мир природы родного края»
2. Автор: Чугунова Юлия Александровна
3. Участники проекта: дети средней группы №7, родители, воспитатели.
4. База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад №42».
5. Сроки реализации проекта: долгосрочный.
6. Вид проекта: познавательный.
7. Тип проекта: комплексный.
8. Актуальность проекта
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души!
В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание — это огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование разнообразных нетрадиционных технологий: мнемотехника, организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей, мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Ведущей формой деятельности является использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности, формируется осознанное отношение к природе.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов группы. Педагог ведёт ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнёрство, и, наконец, сотрудничество. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций.
Для реализации данного проекта были разработаны комплексы занятий, направленные на совершенствование работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Проект направлен на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.
Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к родному краю. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в дошкольном возрасте основным является зрение.
Для данного проекта была разработана целенаправленная система занятий, куда были включены разнообразные игры, приемы, опыты, наблюдения. Большое место уделяется сезонным экскурсиям.
Основной путь экологического развития ребенка — это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.
Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.
9. Новизна проекта: Экологическое воспитание представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
10. Гипотеза проекта: Если детям и взрослым дать необходимые знания и навыки экологического воспитания, то они смогут применить их в бережном отношении и любви к природе родного края.
11. Цель проекта: Формирование знаний детей 4-5 лет о мире природы родного края через экологическое воспитание.
12. Задачи проекта:
Образовательные: — формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка — дошкольника о мире природы родного края;
— создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края.
Развивающие: — развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Воспитательные: воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.
13. Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» – дать представление о природе родного края как о важной основе нашего здоровья и жизни.
«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим.
«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, досуги.
«Физическое развитие» – проведение физминуток, пальчиковых, спортивных и подвижных игр, спортивных досугов, праздников экологического содержания.
14. Предварительная работа:
Разработка плана работы по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы играми и игрушками, книгами, раскрасками по данной тематике.
15. Методы и приемы реализации проекта
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)
в) практический (рассматривание иллюстраций о мире природы родного края, сравнивание иллюстраций с настоящими деревьями, растениями и т.п.);
г) игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры) метод обучения.
Формы реализации проекта:
— познавательно-игровые занятия;
— беседы
Проект построен на основе методических принципов:
— учет возрастных особенностей детей;
— доступность материала;
— постепенность его усложнения.
16. Ресурсное обеспечение проекта: ресурсы интернета (картинки, презентации, информация), компьютер, телевизор, литература, настольные и дидактические игры.
Литература:
1. Оформление в группах информационных стендов по теме.
2. Проведение творческих выставок в группах по теме проекта. Работы детей по тематике проекта: «Птичка клюёт зёрнышки», «Наши любимые питомцы», «Лес», «Насекомые», «Мои любимые рыбки», «Цветочная поляна».
3. Оформление фото — выставки работы по проекту «Мир природы родного края».
17. Ожидаемые результаты
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Интерес родителей к вопросам экологического воспитания | — Анкетирование родителей при участии в совместной деятельности; — Отзывы родителей. |
Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду | — Пополнение группы дидактическими играми; — Пополнение уголка природы комнатными растениями, поделками из природного материала, огорода на окне. |
В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. | — Анализ уровня сформированности у детей познавательного интереса, творческих способностей будет осуществляться через наблюдение, интерес к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру; — Оценка уровня заинтересованности и участия родителей в реализации проекта будет осуществляться по результатам анкетирования и по итогам участия в совместных мероприятиях; — Активность педагогов в реализации проекта. |
Поэтапный план реализации проекта:
1 этап — организационный
Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по данной теме; определение цели, исходя из интересов и потребностей детей; планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта;
2 этап — практический
Изготовление (приобретение) дидактических игр для реализации проекта; использование дидактических и подвижных игр в свободной деятельности детей; рассматривание рисунков, фото по данному проекту; просмотр видеоматериала; проведение цикла занятий, экскурсий; открытые занятия педагогов; оформление уголка природы, огорода на окне; оформление выставки рисунков «Мир природы родного края».
3 этап – обобщающий
1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми.
2. Родители приглашаются на организуемые развлечения, досуги.
3. Вовлечение родителей в участии конкурса поделок из природного материала;
4. Проводится диагностика усвоения детьми пройденного материала.
Дорожная карта (план мероприятий) программы инновационной деятельности
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат мероприятия |
1 этап – Организационный (сроки) (педагоги, дети, родители) | |||
1 | Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата. | сентябрь | Повышение компетентности педагога по проблеме инновационной деятельности. |
2 | Опрос детей, с целью выявления экологических знаний, проблемы. | сентябрь | Анализ уровня знаний и понимания норм поведения в природе (на доступном для дошкольника уровне), владения основными способами экологически сообразного и безопасного обращения (взаимодействия) с объектами природы. |
3 | Анкетирование родителей для реализации проекта. | сентябрь | Осознают особенности организации психолого–образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребенка, его личностных качеств. |
4 | Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями. | сентябрь | Проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей. Приобретение опыта совместной деятельности с родителями и детьми |
5 | Составление плана реализации проекта. | сентябрь | Получение разнообразных знаний по экологии, повышение значимости экологического и природоохранного воспитания детей |
6 | Определение содержания деятельности всех участников проекта. | сентябрь | Выявление уровня экологической компетентности всех участников инновационного проекта |
7 | Поиск различных средств достижения целей. | сентябрь- октябрь | Приобретение и повышение необходимых знаний, умений и навыков у педагога по проблеме инновационной деятельности |
8 | Подбор и изучение методического материала, методической литературы. | сентябрь- ноябрь | Повышение компетентности педагога по проблеме инновационной деятельности |
9 | Создание дидактического и методического материала. | сентябрь- декабрь | Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду |
2 этап – Практический (сроки)(педагоги, дети, родители) | |||
1 | Изготовление и оформление информационно-справочных материалов (буклетов, папок, ширм-передвижек, альбомов, энциклопедий, презентаций) по экологическому воспитанию дошкольников. | сентябрь — декабрь | Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду |
2 | Использование дидактических, настольных, сюжетно — ролевых и подвижных игр в свободной деятельности детей для реализации проекта. | сентябрь – май | Развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности |
3 | Рассматривание рисунков, фото и видеоматериала по данному проекту. | сентябрь – май | Формирование сознания о важности природоохранных мероприятиях |
4 | Проведение цикла занятий, экскурсий для реализации проекта. | сентябрь – май | В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому |
5 | Создание тематических презентаций для детей по данному проекту. | сентябрь – май | Освоение новой системы ценностей по взаимоотношению с природой |
6 | «Огород круглый год»- оформление огорода на окне. | декабрь | Развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности |
7 | Оформление уголка природы в группе для реализации проекта. | ноябрь | Развитие ответственного отношения к общественно-значимым заданиям |
8 | Оформление информационного уголка для реализации проекта. | октябрь | Привлечение интереса родителей к вопросам экологического воспитания |
9 | Проведение открытых занятий, досугов, праздников, развлечений по данному проекту. | сентябрь- май | Развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природе, заботливого отношения к растительному и животному миру, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому |
3 этап – Обобщающий (сроки)(педагоги, дети, родители) | |||
1 | Консультации для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края», «Природа как воспитатель», «Прогулки в природу». | сентябрь — май | Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей |
2 | Проведение бесед экологического содержания для реализации проекта. | октябрь | Проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей |
3 | Семинар на тему «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях». | октябрь | Проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры |
4 | Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почетной грамоты. | май | Осознание важности природоохранных мероприятий. Развитие навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни |
5 | Рекомендации для родителей на тему «Прогулки в природу». | декабрь | Интерес родителей к вопросам экологического воспитания |
6 | Советы родителям на тему «Научите детей любить и беречь природу». | сентябрь | Интерес родителей к вопросам экологического воспитания |
7 | Информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет. | сентябрь — май | Интерес родителей к вопросам экологического воспитания |
8 | Привлечение родителей к участию в природоохранных акциях, конкурсах по изготовлению поделок из природного материала, кормушек, скворечников. | сентябрь — май | Принимают активное, живое участие в жизни группы и ДОУ |
9 | Привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группе. | сентябрь – май | Принимают активное, живое участие в жизни группы и ДОУ |
Виды деятельности |
Ноябрь (Дикие и домашние животные) |
1. Беседы о диких и домашних животных. 2. Беседа «За что я люблю… » — описание любимца по схеме. 3. Оформление макета «Ферма». 4. Рассматривание иллюстраций с изображением животных леса, обитающих на территории Республики Мордовия, определение их названий, образа жизни. 5. Просмотр презентаций: «Домашние животные», «Лесные жители»; 6. Загадки о домашних и диких животных. 7. Д/ И. «Кто, где живёт». 8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы». 9. Лепка «Нарядный котёнок», «Слонёнку подарим мы сладкий пирог»; 10. Рисование: «Белый медведь и северное сияние», «Нарядные лошадки». 11. Чтение: К. Ушинский « Слепая лошадь», Ершов «Конек-горбунок», С. Маршак «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Котёнок», «Лев и собачка», «Пожарные собаки» |
Декабрь (Птицы) |
1. Беседа: «Птицы нашего края». Беседа: «Домашние птицы» 2. Отгадывание загадок о птицах. 3. Составление рассказа по набору картинок с развивающимся действием. 4. Художественное творчество «Птичка клюёт зёрнышки». 5. Игра с разрезными картинками. 6. Рассматривание альбомов. Наблюдение за птицами. 7. Чтение стихотворения «Покормим птиц зимой». Заучивание стихотворения «Снегирь». 8. Д/И «Узнай и назови птицу»; «Чем питается воробей». 9.Труд: мастерим кормушку. Подкормка птиц пшеном. |
Январь (Деревья) |
1.Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле. Беседа об условиях, необходимых для роста и развития деревьев. 2. Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета «Угадай, что за дерево», «Чей листок». 3. Чтение М. Пришвин «Как из семечка родилась ёлочка». К.Ушинский «Спор деревьев», С. Маршак «Откуда стол пришёл?». 4. Оформление макета «Лес». 5. Рисование: «Моё любимое дерево», «Еловые веточки». 6. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных деревьев и кустов, произрастающих на территории Республики Мордовия, определение их названий. Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах. Наблюдения за деревьями на территории сада. 7. Экскурсия в парк, наблюдение за деревьями. 8. Игра в кругу «Назови дерево». 9. Логическая цепочка «Из чего состоит дерево». 10. Работа в уголке природы. |
Февраль (Обитатели водоемов и морей) |
1. Беседа: «Мы на водоеме». Беседа об условиях, необходимых для роста и развития рыб. 2. Беседа: «Морские жители». 2. Чтение и рассматривание иллюстраций по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Составление описательного рассказа по иллюстрации. 3. Просмотр презентаций «Обитатели водоемов», «Морские жители». 4. Отгадывание загадок о жителях водоемов. 5. Д/И «Назови морского жителя», «Собери картинку», «Рыбы, звери, птицы», «Кто живет в море». 6. Знакомство с русским народным фольклором и игрой «Ручеек». 7. Рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий о морских жителях и обитателях водоемов. 8. Аппликация «Аквариум». 9. Рисование «Рыбка в аквариуме». Рисование рыбок в аквариуме, сделанном на аппликации. 10. Самостоятельная художественная деятельность «Обитатели моря», «Я рисую море». 11. Выставка детских работ «Мои любимые рыбки». |
Март (Цветы) |
1. Беседа о пользе цветов, которую они приносят земле. Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений. 2. Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета, «Какие цветы»? «Найди пару цветку». 3. Чтение глав из книги Д. Родари «Приключения Чиполино»; русская народная сказка «Вершки и корешки»; А. Митяев «Земляника»; А. Богдарин «Про ягоды». Сказка В. Г.Сутеев «Под грибом. 4. Оформление макета «Цветочная поляна». 5. Рисование: «Букет цветов». 6. Рассматривание иллюстраций с изображениями различных цветов, произрастающих на территории Республики Мордовия, определение их названий. Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах. Наблюдения за комнатными растениями. 7. Экскурсия в парк, наблюдение за цветами. 8. Игра в кругу «Назови цветок». 9. Логическая цепочка «Развитие растения». 10. Работа в уголке природы, посадка семян для «Огорода на окне». |
Апрель (Насекомые) |
1. Беседа «Насекомые мира природы родного края». 2. Беседа «Зачем нужны насекомые». 3. Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», Х. К. Андерсен. «Дюймовочка», Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключения Муравьишки». 4. Д/И. «Узнай насекомое»; «Летает, ползает». 5. Рисование: иллюстрации к сказке В. Бианки «Приключения Муравьишки», И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» (кляксография). 6. Аппликация: «Бабочка» (обрывная аппликация) 7. Лепка: Насекомые (из пластилина, природного и бросового материала). 8. Конкурс поделок « Насекомые» 9. Сбор веток на участке. |
Май (Мир природы родного края) |
1. Обобщение пройденного материала. Рассматривание презентации, альбомов, энциклопедий о диких и домашних животных, птицах, морских обитателях, насекомых, растениях. Объяснение детям, что все это относится к миру природы нашего края. 2. Беседа «Береги природу в любое время года!» 3. Беседа «Правила поведения в природе». 4. «Красота кругом какая!»- экскурсия в парк. 5. Экологическая акция «После нас чище, чем до нас». 6. Игра – викторина «У природы есть друзья: это мы, и ты, и я!» 7. Отгадывание загадок. 8. Д/И «Угадай животное», «Кто, где живет?», «Узнай и назови птицу», «Назови дерево», «Чей листок», «Собери картинку», «Кто живет в море», «Какие цветы», «Найди пару цветку», «Узнай насекомое», «Летает, ползает». 9. «Посажу для мамы я цветочек аленький, ведь живой он, хоть и ростом маленький!». Пересадка комнатных растений. 10. Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почетной грамоты. |
18. Вывод. В результате работы над проектом у детей повысился интерес к изучению растительного и животного мира природы Мордовии и применение полученных знаний и навыков в жизни.
19. Презентация итогов реализации проекта «Мир природы родного края».
Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010 7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010