«Формирование инициативности и самостоятельности у детей младшего возраста в процессе игры»

Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватности.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.

     Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя — анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

       Инициативный ребенок умеет организовать свою игру, находит повод для общения, придумывает для себя занятие; включается в разговор, предлагает варианты интересных дел другим детям; отличается разнообразием интересов. У дошкольников инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью; проявляется во всех видах детской деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной деятельности, игре, экспериментировании, является показателем детского интеллекта. Инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет; с появлением в речи ребёнка фразы «Я сам».

          Для развития детской инициативности, нужно:

    1. Давать простые задания (снимать страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу).

    2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.

          3. Поддерживать инициативу.

          4. Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения;

          5.Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

          6. Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

          7. Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

             Способы поддержки детской инициативы:

— создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

— выбор ребенком сотоварищей;

— обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

— образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач;

— педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие. Ну и, конечно же, сотрудничать с родителями по решению данного вопроса, так как пример родителей очень важен для детей.

391
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!