Конспект занятия "Светлая Пасха" в старшей группе

Конспект занятия «Светлая Пасха» в старшей группе

Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике — Светлая Пасха

Задачи: Познакомить детей с праздником — Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.

Словарная работа: святая пасха, пост, «христосоваться», обряд, крашенки, писанки,

Материал: иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, силуэтные яйца (из бумаги, горка, ложки, коллекция пасхальных яиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем с вами говорить, как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.

Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица — это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.

На Новый год — ставят ёлку, на Рождество — проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.

Воспитатель. А что делают на Пасху?

Ответы детей.

Воспитатель. Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.

Воспитатель: Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике — Светлой Пасхе.

Воспитатель: А кто знает, что это за праздник?

Ответы детей. Празднуется Воскресение Иисуса Христа.

Воспитатель: Пасха-это окончание Великого Поста, радость встречи с родными и друзьями за праздничным столом. Этот праздничный день вызывает ощущение пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год.

Воспитатель: Для православных христиан самый главный праздник — Пасха. Слово пасха значит«исход», «освобождение», «избавление». Пасха всегда очень торжественно отмечалась, и люди ее считали «праздником праздников». Кто Пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год. На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.

На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.

Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос воскрес!»«Воистину воскрес!» Это называется «христосоваться».

— В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход — обход церкви с иконами и крестом.

— Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой?

Ответы детей.

Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.

— Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи — красное яйцо.

— Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

— Правильно – пасхальное яйцо.

— Ребята, а вы знаете, почему красят яйца?

— Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо — символ солнца, нового дела, новой жизни

— Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?

— Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно.

Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков).

Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.

Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.

Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.

В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.

Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит, стал бессмертным.

Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору Тиберию яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»

Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.

Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.

Подобные яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную, такие яйца назывались — Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались — Малеванками.

— Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.

Кроме пасхи, крашеных яиц и куличей к празднику на Руси пекли булочки — «жаворонки». Тесту придавали форму птички — жаворонка, делали глазки — изюминки, посыпали сахаром и ставили печься.

Воспитатель: Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю». Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем. (Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Приметы.

Воспитатель: Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Воспитатель: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег?

Ответы детей.

Воспитатель: Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?

Ответы детей.

Воспитатель: Есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: Как вы думаете, какое у нас будет лето?

Ответы детей.

Продуктивная деятельность. Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц и подарить своим друзьям, как оберег. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором. Рисовать можно гуашью, лаком, фломастерами. Мы будем раскрашивать фломастерами.

Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть. Сначала решите, как вы будете расписывать яйцо. Нарисуйте картинки или придумайте узор. Если вы затрудняетесь сразу рисовать фломастерами, то сначала прорисуйте простым карандашом.

Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц под русскую народную мелодию.

Итог –анализ:

На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши друзья будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца?

Ответы детей. Писанки

Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника — Светлая Пасха.

Поведение итогов:

— Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи.

— О чем узнали на занятии?

— Что было нового для вас?

— Вам понравилось занятие?

920
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!