"По дорожкам радуги в подготовительную группу"
Интеграция областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
обобщение и закрепление знания у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.
Задачи:
— закрепление характерных признаков времен года, названий месяцев, дней недели.
— упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток.
— закрепление счёта количественных и порядковых числительных (в пределах 10 и обратно)
— совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание;
— совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
— упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны.
-расширение словарного объёма детей, диалогической речи.
-развивать логическое мышление,
-закреплять умение устанавливать причинно — следственные связи
-воспитывать любознательность, наблюдательность
-воспитывать самостоятельность
Этапы занятия:
- 1.Организационный момент.
- 2.Мотивация- постановка цели и задачи перед детьми.
- 3.Основной- непосредственная работа с детьми.
- 4.Закрепляющий – выводы, награждение.
Используемы методы:
Игровой метод, наглядный, словесный, поощрение. А так же познавательный метод, (задачи, смекалки, социальный (формы работы, эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям, рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение)
Материал для занятия:
Картинки с признаками времен года, геометрические фигуры, цифры, картинки с ежиками и грибами, мяч, конверты с заданиями, пластилин, карточки с радугой.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические и игровые.
Словарная работа:
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети под музыку входят в групповую комнату, становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки и «Доброе утро».
–Доброе утро, Мария Ивановна! (воспитатель «кладет» Доброе утро в ладошку ребенку, стоящему с краю, а он передает дальше и т.д.) А теперь, давайте «выпустим» Доброе утро в группу! Все дети (раскрывая ладошки дуют) Доброе утро!
Воспитатель:
Для вас приготовила красивую картину. Вот она, смотрите!
(Весенняя картина).
Очень красивая картина. А еще я хотела нарисовать радугу, но забыла последовательность дорожек.
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет — тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,
В подготовительную группу перейти спешит!
Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да)
Тогда нам надо сделать красивую радугу, не перепутав порядок цветов.
Дети, поможете мне вспомнить расположение цветов радуги? (да). Нарисовав радугу, мы перейдем в подготовительную группу. Хорошо?
Воспитатель: У меня для вас есть цветные конверты. В каждом конверте задание, которое необходимо выполнить, чтобы приклеить определенный цвет радуги.
Вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в подготовительную группу.
Дети: да!
Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги? (7). А назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?
Дети: Красный!
(открывают красный конверт)
- 1.Читает задание «Назови времена года»
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: весна.
(показывает картинку о весне) .
Вос:. Назовите весенние месяца? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?
(дети по очереди называют прилагательные к существительному)
Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.
(показываю картинку лето)
Вос:. А это ребята, какое время года? Правильно, лето. А назовите признаки лета. (Ответы детей) Какое лето бывает?
Дети: Жаркое, весёлое, яркое, цветочное и т. д.
Вос: Назовите летние месяца. (Июнь, июль, август)
(картинка осень)
Вос:. Эта картинка, к какому времени году относится? (осень) Как вы догадались? Назовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
(картинка зимы)
Вос:. Здесь, какое время года изображено? (зима) Как вы догадались? Назовите признаки зимы, полными ответами. (Ответы) Перечислите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль)
Вос:. Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первую дорожку радуги можно приклеить.
Вос:. Молодцы, ребята.
- 2.Вос:. Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги?
выбирают оранжевый 2 конверт.
Вос:. Чтобы нарисовать следующую дорожку радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Что из чего сделано».
На столе находятся предметы, которые сделаны из различных материалов.
Ваша цель: выбрать предметы, которые сделаны из дерева, из пластмассы.
(дети выполняют задание, а в конце проверяют)
Вос:. Молодцы ребята справились, и вот приклеим оранжевую дорожку радуги.
Вос:. Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты — желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите!
Вос:. Путает детей. Дети выбирают правильный цвет — желтый 3 конверт.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Поляна с грибами)
- 3.Сели за столы
Правильно, на картинке изображены грибочки и ежи. Вам необходимо взять столько грибов и ежей, сколько вы увидели на полянке. А равное ли количество грибов и ежей, посчитайте? (нет) На сколько меньше грибов, чем ежей? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и грибов и ежей? (Убрать одного ежа или добавить один гриб.) Ваша задача – расположить на вашей поляне столько же грибов и ежей, как у меня.
Вос: Правильно выполнили, и рисуем ещё одну дорожку радуги.
Воспитатель: Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено?
Дети выбирают зеленый конверт 4.
Следующее наше задание 4.Дидактическая игра “Геометрические фигуры”
Дети на местах выбирают геометрические фигуры, на которые похож предмет.
— А теперь подберите к предметам геометрические фигуры, похожие на них.
— На какую геометрическую фигуру похож телевизор? (на квадрат)
— На какую геометрическую фигуру похожа пирамида? (на треугольник)
— А солнце? (на круг)
— А шарик? (на овал)
— А стол (на прямоугольник)
Вос:. Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Приклеиваем следующую дорожку радуги. Устали вы наверно, ребята. Давайте отдохнем с вами.
Физкультминутка
Дети встают в круг, повторяют движения за воспитателем.
В понедельник я купался, а во вторник рисовал
В среду — долго умывался, а в четверг – в футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье — целый день я отдыхал!
Вос:. Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? Вот перед нами уже и голубой 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил?
Вос:. читает: 5. «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы!
Читает, дети отвечают.
Кто скажет сколько дней в недели? (7)
Расскажите по порядку дни недели. (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
— какой день недели после вторника (среда)
— сколько выходных в неделе (2)
— какой день недели перед пятницей (четверг)
— Спим мы ночью, а делаем зарядку… .(утром)
— Завтракаем мы утром, а обедаем…..(днём)
— Обедаем мы днём, а ужинаем …. (вечером) .
— Ужинаем мы вечером, а спим … .(ночью)
— Сколько частей в сутках? (4)
— Назовите их. (утро, день, вечер, ночь)
Вос:. Молодцы, ребята.
Вос:. Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой….фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? — синий конверт 6 .
- 6.Дидактические игры «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
Сильный — слабый;
Быстро — медленно.
Воспитатель: Хорошо.
Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт.
- 7.Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»
А сейчас ребята, я вам буду читать задачу, а вы ответ должны выбрать из цифр на вашем столе.
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять.
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? Четыре.
Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? Семь.
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? Три.
Вос: Вот и приклеим последнюю дорожку радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили.
А сейчас я вам предлагаю сделать каждому свою радугу.
У вас на столе есть листочки с радугой и пластилин. Ваза задача- сделать радугу цветную. Цвета нужно использовать в правильном порядке. Посмотрите на радугу и давайте еще раз назовем цвета по порядку.
Молодцы ребята, справились.
Вы хорошо работали, столько заданий сегодня сделали. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейдем в подготовительную группу!
Рефлексия и награда:
— Ребята, вам понравилось выполнять задания, чтобы перейти в подготовительную группу?
— А что вам было трудным?
— А что было самым интересным?
Вы все молодцы! А я за ваши знания хочу всех похвалить и вручить сладкий приз.