«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ»

Интеллектуально–личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так строить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников. Необходимо искать и применять более эффективные средства воспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностей детей. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Специально организованная экологическая мини–лаборатория поможет систематично и более качественно проводить педагогам работу с детьми, а детям – накапливать, систематизировать, использовать и преобразовывать свой опыт познания окружающего мира на протяжении всей жизни. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально–исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким–либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша. В специально организованной экологической мини–лаборатории находится различный природный материал, специальные приборы и оборудование (различные емкости, песочные часы, лупы, бросовые и упаковочные материалы, палочки, трубочки, бумага и ткань разной фактуры и т.п.) для проведения опытно–экспериментальной работы по изучению свойств песка, глины, почвы, камня, воды, воздуха и т.д. Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:

  • познавательное занятие или часть занятия;
  • проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность;
  • прогулки;
  • наблюдение;
  • труд в уголке и на участке;
  • фиксация результатов: опытов, наблюдений, экспериментов, трудовой деятельности (проводится педагогом совместно с детьми);
  • совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно–продуктивная деятельность);
  • развлечения;
  • экологические игры (тематические: о перелетных птицах, об изменениях в природе в каждом сезоне, домашние животные и т.д. «Узнай кто как кричит? Чья лапа? Это лист какого дерева?»);
  • акции: «Покормите птиц», «День Земли»;
  • проектная деятельность: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Деревья нашего двора», «Раз – песчинка, два – песчинка»;
  • использование загадок, поговорок, стихов и литературных произведений.

В проведении экспериментально–исследовательской работы выделяют следующие этапы:

  • определение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала (непосредственное проведение исследования);
  • обобщение полученных данных;
  • вывод.

Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир – вот роль педагога в детской проектно–исследовательской деятельности. Занимательные опыты, эксперименты вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом, так как каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Чтобы у ребенка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно–экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру. И как сказал В. А. Сухомлинский «Оставляйте всегда что– то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Таким образом, на мой взгляд, в работе по опытно–экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возвратными возможностями дошкольников и характером воспитательно–образовательных задач, которые решают воспитатели. Освоение систематизированных поисково–познавательных знаний, становление опытно– экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Список литературы:

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007 (методическое пособие).– 64с.

2. Новое слово в науке: перспективы развития: материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – 364 с.

124
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!