Консультация для родителей «Роль семьи в приобщении ребенка к национальной культуре»
Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.
Между тем именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Общеизвестна роль и значение в семейном воспитании народных традиций, обычаев. Несомненно, это один из стабильных каналов приобщения семьи к духовным ценностям. В то же время еще не на должном уровне находятся такие общепринятые семейные традиции, как празднование важных семейных событий.
Семья всегда выступала главным хранителем традиций общества, основывалась на эмоциональных связях, чувствах ее членов друг к другу и являлась посредником между обществом и ребенком.
Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. В последнее время в семьях появились разобщенность, отчужденность детей от своих родных и близких, утрата традиций рода традиций рода.
Народный опыт семейной жизни – это целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством, традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…
Семье принадлежит немаловажная роль в приобщении детей к национальной культуре. Ведь именно семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.
Ребенок, едва появившись на свет, слышит колыбельные песни. Подрастая, он знакомится со сказками, былинами, которые рассказывают или читают ему родители. Это первый опыт приобщения ребенка к народной культуре, обычаям своего народа. Но вот ребенок немного подрос и родители должны задуматься о том, как же приобщить ребенка к национальной культуре и обычаям. Какие же существуют методы и средства приобщения ребенка к культуре и обычаям своего народа?
Приезжая в деревню к бабушке и дедушке, можно познакомить ребенка со старинной утварью, орудиями труда и быта, костюмами, игрушками. Имеет смысл вместе с ребенком изготовить игрушки: сшить тряпичную куклу, сделать кукольную мебель, выстрогать саблю, лошадку, свистульку и т.д.
Если никто не живет в деревне, и нет возможности познакомить ребенка с народным бытом там, можно посетить музей краеведения, где он почерпнет необходимые знания.
Именно в семье эффективнее всего приобщать ребенка к народным праздникам, обрядам, обычаям.
Наверняка, в доме имеются предметы народных промыслов: расписные доски, деревянная посуда, народные вышивки, обувь. Можно рассказать детям о них, рассмотреть вместе с ними, выделить характерные особенности каждой, постоянно напоминать, как они называются.
Во время чтения книг необходимо обращать внимание детей на иллюстрации к ним, не упускать возможности еще раз приобщить их к миру прекрасного. Читая и рассказывая детям о прошлом своего народа, обращать их внимание на национальные черты характера, героизм, любовь к родине.
Таким образом, семья играет большую роль в приобщении ребенка к лучшим образцам национальной культуры, составной частью которой является народное декоративно-прикладное искусство. Немаловажная роль в этом принадлежит и тесному взаимодействию детского сада и семьи, которые должны воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за свой народ, создавший лучшие образцы народного искусства.