«ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

Современному человеку приходится систематически ориентироваться в гигантских информационных потоках, овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям, быстро принимать решения. Поэтому особую значимость приобретает идея компетентностно-ориентированного образования. «Компетенция» — иноязычное слово от латинского «compete», что означает «добиваюсь, соответствую, подхожу». [1]

Существуют разные точки зрения на это понятие, но общим в них является понимание компетенции как способности и готовности человека на основе своих знаний и умений справляться с различными задачами. По мнению С.Е. Шишова и И.В. Агапова компетенция — это способность найти действия, подходящие для решения проблемы. [8]

Ж. Делор в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» сформулировал основные компетенции, определив их как «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.[4] Совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности, к взаимодействию личности с другими людьми, их группами, обществом, называются социально-личностными компетенциями. Их составляют качества личности, необходимые для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве, умения адекватно воспринимать окружающую действительность, строить отношения и общение с окружающими людьми, готовность к разрешению проблем. [1]

Важной задачей дошкольного учреждения является формирование у детей тех интегративных качеств, поведенческих моделей, ценностей, которые помогут им взаимодействовать с другими людьми, найти свое место в обществе. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра- форма деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. В игре, как особом, исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Ребенок через игру входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.[7]

Одним из наиболее доступных для детей дошкольного возраста видов игр и, вместе с тем, эффективным методом формирования социально-личностных компетенций является народная игра. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.[2]

Народные игры являются отражением поведенческих моделей и ценностей, зарекомендованных в течение многих поколений. Это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Они несут в себе два очень важных нравственных постулата: бережное отношение к природе, окружающему миру и необходимость творческой деятельности. Народные подвижные игры оказывают огромное воздействие на становление личности, ненавязчиво формируя у детей понятие о добре и зле, порядочности и подлости, честности и обмане, воспитывая уважение к Родине, родителям, предкам, природе, обществу. Они учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, что формирует у детей способность к пониманию другого человека и сотрудничеству с ним. На основе позитивного фона развиваются личностные механизмы культуры поведения: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

Мудрость несут игры разных народов, однако насколько индивидуален каждый народ, настолько более мощным воздействием будет обладать одновременное использование игр разных народов. При выборе игр необходимо учитывать этнический состав группы, национальности, населяющие родной край. Национальные игры коренных народов имеют давнее историческое происхождение, поэтому они являются источником познания развития и слияния культур. Соединяя в себе народный театр и народную гимнастику, они обнаруживают «народные мечты, стремления», заглушаемые ежедневными житейскими заботами. Дошкольное учреждение, в котором я работаю, находится на территории Республики Мордовия, поэтому в работе с детьми я широко использую не только русские, но и мордовские народные игры. Однако это не ограничивает использование игр других народов, в особенности тех, чьи представители есть в группе. Игры разных народов необходимо рассматривать в органическом единстве друг с другом и со всей духовной культурой современного общества. Только тогда мы сможем говорить о формировании личности, продолжении самобытных традиций родного народа, о гармоничном межэтническом общении, не ущемляющем чьё-либо этническое достоинство. На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Благоприятным условием для формирования социально-личностных компетенций дошкольников посредством народных игр является создание поликультурной игровой среды. Для определения составляющих поликультурной среды воспользуемся коммуникативно-ориентированной моделью образовательной среды, разработанной В.В. Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между детьми и педагогами, а также между самими детьми. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной с взрослым и сверстниками. [5]

Основными составляющими поликультурной среды дошкольного учреждения для коллективного взаимодействия являются: общение с представителями разных национальностей и народная игра. Если поликультурная игровая среда будет строиться на основе многообразия игр, единого подхода к их организации и нахождения единства сюжетов, то она будет воздействовать на ребенка в трех направлениях:

1)познавательном (приобщение детей к национальной культуре, расширение круга знаний о традициях, обычаях, укладе жизни народа);

2)развивающем (развитие навыков межкультурного диалога);

3)воспитательном (развитие способности к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию)

Народная игра – это игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности. По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Все свои жизненные впечатления и переживания участники игры отражают в условно — игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ (русская игра «Гуси — лебеди», мордовская игра «В ворона», татарская игра «Спутанные кони и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а использующиеся в играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитие его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату (русская народная игра «Палочка — выручалочка», мордовская игра «Обменные палочки»).

Народные игры требуют ловкости и умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности, действий взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. Большое воспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Например, в русской народной игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». В мордовской игре «Круговой мяч» те, кто за кругом, стараются попасть мячом в тех, кто находится в кругу. При этом мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается.

Анализируя русские и мордовские народные игры, можно определить сходные признаки, которые будут способствовать формированию у детей интегративных качеств, необходимых им для взаимодействия с другими людьми:

-вечная борьба добра против зла (русские игры: «Бой петухов», «Перетяни за черту», мордовские игры: «Паук и мухи», «Хорек»);

-выражение своего взгляда на мир, проявляемое через одушевление природы (мордовские игры: «В белочку», «Коршун и цыплята», русские игры: «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки»);

-воспитание силы, смелости, ловкости, духа состязательности (русские игры: «Третий — лишний», «Чехарда», мордовские игры: «В пету-лату», «В чижик», «Наша гора!»);

-выработка художественного вкуса, наблюдательности, способности к фантазированию, образному мышлению (русские игры: «Охотники и утки», «Ловись, рыбка», мордовские игры: «В редьку», «Лесной батюшка»).

Игры разных народов имеют схожую структуру. В ней есть единая цель действия, что создает классическую простоту народной игры. Народная игра имеет зачин («считалка», «жеребьевка»), который вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия, отражаются традиционные обычаи. Разные народы живут на одной земле, близость проживания сказалась на похожести многих игр. На одном сюжете построены мордовская игра «Нумолняса» («В зайчиков») и русская игра «Заинька», мордовская игра «Карьхть» («Лапти») и русская игра «Лапти» и т.д.

Существуют и общие правила для всех игр:

-нельзя допускать грубости по отношению к сопернику, ни в словах, ни в поступках;

-выбирать соперника следует примерно равного по силам, иначе игра будет несправедливой и неинтересной;

-нельзя нарушать правила игры, победа должна быть честной;

-нельзя смеяться над проигравшим игроком, он еще обязательно победит.

Народные игры насыщены динамичными образами и событиями. Эмоционально переживая их, ребенок получает социальный опыт. Игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

Поликультурная игровая среда составляется посредством включения различных видов народных игр в детскую деятельность. Предлагаю следующую последовательность этой работы:

1 этап. Знакомство детей с этносом (социально-игровая ситуация, беседа).

2 этап. Подготовка игры. Изготовление атрибутов для предстоящей игры в процессе совместной взросло-детской деятельности.

3этап. Разучивание игры.

4 этап. Игра детей под руководством взрослого. Подведение итогов.

5 этап. Самостоятельная игра детей.

Используя конкретную народную игру, необходимо предоставить детям информацию о жизни народа, его культуре.

Народные игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях человека.

Основными критериями социально-личностной компетенции детей, проявляемой в поликультурной игровой среде дошкольного учреждения, будут:

-умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

-готовность следовать правилам игры;

-умение выполнять функции, определенные правилами игры, на основе личных знаний и умений;

-умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками;

-умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;

-умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива;

-умение действовать в команде по ходу игры.

Если ребенок справляется с задачей, определенной его ролью в игре и умеет действовать в команде по достижению общей игровой цели, то в будущем он будет готов на основе своих знаний и умений, личного опыта, справляться с различными задачами и взаимодействовать с разными людьми.

Литература

1.Варшава, Б. Е., Выготский, Л.С. Психологический словарь/ Б.Е. Варшава, Л.С. Выготский.– СПб.: Издательство «Тропа Троянова», 2008. — 256 с.

2.Гончаров, Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н.Н. Гончаров. — М., 1974 г.

3.Брыжинский, В.С. Серебряные цепочки / В.С. Брыжинский. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. — 272 с.

4.Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. — UNESCO, 1996.

5.Коммуникативно-ориентированные образовательные среды: психология проектирования / Под ред. В. В. Рубцова. — М., 1996. — 237 с.

6.Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст / Пособие для родителей и воспитателей / В.А. Недоспасова. — М.: Просвещение, 2003 -94 с.

7.Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 1999. — № 7.

8.Шишов, С.Е., Агапов И.В. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость / С.Е. Шишов, И.В. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. – № 2.

126
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!