Консультация для родителей на тему: "Развитие речи ребенка в пять лет"

На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж],[ч`],[щ`], многие начинают верно произносить звуки [р],[р`],[л], но ещё не всегда умеют верно употреблять их во всех словах. В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р],[р`]- со звуками [л,][л`] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р],[р`],[л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно. У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и[з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка, (сумка), жамок (замок), жвездочка (звездочка) и др.

В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф-из дерева; банка, ваза, стакан-из стекла и т.д.), находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра, весна и осень; пространственные отношения: справа-слева, впереди-сзади, наверху-внизу.

Приведенная ниже игра научит ребенка ориентироваться в таких, еще очень сложных для него понятиях.

  • «Когда это бывает?». Назовите один или несколько признаков какого-нибудь времени года, а ребенку предложите определить, о каком времени года идет речь:

-Когда дети катаются на санках? (Зимой.)

-Когда распускаются почки на деревьях, появляются первые листочки? (Весной.)

— Когда в лесу поспевают ягоды, можно купаться в реке? (Летом.)

-Когда улетают птицы на юг, желтеют листья?(Осенью.)

-Уточните и закрепите знания ребенка о временных и пространственных отношениях.

-Когда заходит солнышко? (Вечером.)

-Какой рукой ты рисуешь? (Правой.)

Развивать ориентировку в пространстве, то есть умение правильно обозначать предметы по отношению к себе и пользоваться такими словами как справа-слева, впереди-сзади, наверху-внизу, можно следующим образом. Ребенок, например, должен определить местонахождение стула по отношению к себе. Поставьте стул впереди малыша и спросите его: «Где стул?». (Впереди.)Затем, переставляя стул или изменяя положение ребенка по отношению к нему, попросите малыша сказать, где стоит стул: сзади, слева, справа.

Во время самостоятельных занятий ребенка-рисования, лепки, конструирования- обратите его внимание на то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его, где на его рисунке солнышко(наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).

Закрепить правильное образование окончаний поможет ребенку следующая игра.

  • «Найди и исправь ошибку». Произнося фразу неправильно, согласуйте существительные с глаголом, прилагательным или употребляйте неправильное окончание: «Папа купила игрушку», «Таня спел песню», «Укати красивый шапка». Ребенку надо найти ошибку.

Игры на развитие слухового внимания, восприятия и речевого слуха.

  • «Скажи, что ты слышишь».Посадите ребенка рядом с собой, предложите ему, закрыв глаза, внимательно послушать и сказать, что он слышит вокруг себя(тиканье часов, хлопанье дверей, стук посуды на кухне, шум улицы).Такую же игру можно провести в лесу, в парке. Так, в лесу ребенок может услышать шелест листьев, стук дятла по дереву, кукование кукушки.
  • «Будь внимательным». Игра предназначена для развития у ребенка умения слышать и различать звуки в словах. С небольшим интервалом произнесите слова: мама, сок, собака, вата, снег, коробка, телефон, сапоги, туча, соловей-и предложите ребенку, когда он услышит в слове звук [с], хлопнуть в ладоши. Если ребенок затрудняется выделить звук [с], то его в словах нужно произносить протяжно: с-сок, с-собака.

Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда он услышит звук [з] в словах: замок, конфета, пальто, зонт, зайка, лейка, завод, змея, кот, машина, зубы.

Предложите ребенку подобные игры со словами, включающими звуки [ш], [ж] (когда услышит эти звуки, надо поднять руку): шуба, рыба, шишка, труба, платье, шар, топор, школа, шина, ведро; жук, рука, дыня, жаба, конь, живот, одеяло, желуди, валенки, жираф.

130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!