Конспект итогового занятия для старшей группы «Сказка про Федору»
Тема НОД: «НОД по формированию элементарных математических представлений для старшей группы «Сказка про Федору»
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид НОД: комбинированный.
Возрастная группа: старшая группа.
НОД в рамках итоговых занятий в конце года.
Цель НОД: Обобщить и закрепить знания детей, полученные в течение года.
Задачи
Образовательные:
Закрепить ранее полученные представления о геометрических фигурах и счете.
Закрепить умение детей считать в прямом и обратном порядке, Уточнить представление детей о понятиях: «выше», «ниже», «левее», «правее», «над», «под», «между»; широкий-узкий. Закрепить умение решать арифметические задачи.
Закрепить знание математических знаков (>, <, +, -, =)
Развивающие:
Развивать творческие способности у детей.
Развивать мелкую моторику пальцев.
Развивать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Воспитательные:
Воспитывать готовность прийти на помощь.
Воспитывать аккуратность в рисовании посуды нетрадиционной техникой «граттаж» с применением трафарета.
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие»: расширение активного словаря
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: воспитывать готовность прийти на помощь
ОО «Познавательное развитие»: закрепление изученного за учебный год материала.
ОО «Физическое развитие»: развитие двигательной активности и мелкой моторики.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: закрепить навыки работы с гуашью при тампонировании работы, полученные в течение года, умение рисовать посуду для Федоры нетрадиционной техникой «граттаж» с применением трафарета.
Словарная работа: активизация монологической речи, закрепление пассивного словаря.
Условия и особенности реализации: для проведения НОД необходимо групповое помещение вместимостью до 20 человек, дети старшего дошкольного возраста, подготовленные к восприятию данного материала.
Предварительная работа:
ОО «Речевое развитие»:чтение сказки К. Чуковкого «Федорино горе», просмотр сказки «Федорино горе», выполнение речевого задания «широкий/узкий», словесной игры «Вверху, внизу, слева, справа, между».
ОО «Социально – коммуникативное развитие»: создание игровых ситуаций, с мотивацией помощи кому-либо
ОО «Познавательное развитие»: занятия по ФЭМП, рассматривание иллюстраций к сказке, проведение дидактических игр, индивидуальная работа в свободной деятельности
ОО «Физическое развитие»: разучивание пальчиковых и подвижных игр.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: занятия по рисованию, индивидуальная работа по рисованию посуды для Федоры нетрадиционной техникой «граттаж» с применением трафарета.
Место проведения: групповое помещение МАДОУ.
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Адресность: старший дошкольный возраст.
Материал:
Демонстрационный: картинка с изображением Федоры, мяч, презентация, аудио запись с музыкой, стол с самоваром и баранками.
Раздаточный: картинки к заданию «Помоги Федоре догнать посуду», «Больше, меньше, равно», «Посчитай правильно», картинки к игре «Вверху, внизу, слева, справа, между», «Заслонка для печи», картинки к упражнению «Количество и счет»; специальные листы для работы в технике «гратаж», трафареты «посуда», специальный инструмент для работы в технике «граттаж», салфетки.
Оборудование: магнитофон, флешка с записями фоновой музыки, проектор, ноутбук, экран.
Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповаяформа организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.
Методические приемы:
Словесный: организационный момент, вводная беседа, вопросно-ответная беседа, постановка проблемных вопросов, задания, пояснение, дидактические игры.
Наглядный: атрибуты, демонстрационный материал.
Практический: упражнение, игра, самостоятельное выполнение детьми задания, использование ИКТ.
Мотив детской деятельности: путешествие.
Ход НОД.
1.Вводная часть
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.
Педагог приглашает детей в хоровод:
Солнце ласково смеётся,
В круг зовет своих друзей!
Мы друг другу улыбнемся,
Станем мы еще добрей!
Дети, давайте улыбнемся друг другу и порадуемся встрече.
Мотивация к деятельности.
Воспитатель: посмотрите, дети, к нам в гости пришла бабушка. (Слайд3) В каких сказках она живет? (Ответы детей)
Дети, а сегодня я расскажу вам сказку про бабушку Федору, а вы мне поможете. (Слайд 4) «Жила-была Федора. И была она неряхой (показывает картинку Федоры).
И все-то у нее было грязное: платье, плащ, рубашка, носки (показывает картинку одежды, Слайд 5) как это можно назвать одним словом?»
Дети: Одежда.
Воспитатель: А еще и сапоги, тапочки, валенки, ботинки и туфли (показывает картинку обуви, Слайд 6). Как это все можно назвать, одним словом?
Дети: Обувь.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду бросать мяч. Я говорю вам слово, а вы мне должны ответить, что это, одежда или обувь.
Игра с мячом «Классификации предметов».
Воспитатель: С этим заданием вы справились хорошо. Ой, а что это такое? (Воспитатель находит письмо, зачитывает детям)
«Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от кого это письмо? (Ответы детей)
2. Основная часть
Совместная деятельность взрослого и детей
Воспитатель: Да, не только одежда и обувь были грязные, а и кастрюли, сковородки, чашки и блюдца, тазы и ведра (показывает картинку посуды, Слайд 7). Как это все называется, одним словом?
Дега: Посуда.
Воспитатель: правильно, все было грязное у Федоры — не любила она посуду, не мыла ее, не чистила и вот однажды вся посуда убежала от хозяйки в лес. Проснулась Федора — пусто кругом. Погоревала и пошла искать свои вещи.
Идет она и видит, три тропинки впереди — широкая, поуже и еще уже. Покажите широкую тропинку, узкую (дети на картинке показывают широкую и узкую полоски, Слайд 8). А по какой Федора пойдет, как вы думаете?
Дети: Она пойдет по узкой, потому что она ведет в лес.
Воспитатель: вы правильно догадались. Узкая тропинка ведет в лес.
Давайте, поможем Федоре найти свою посуду. Вам нужно найти правильную дорожку для Федоры и догнать свою посуду. Поможем ей? (Ответы детей)
Воспитатель: Перед тем, как мы с вами приступим выполнять задания, которые прислала нам сбежавшая посуда, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Помощники Федоры»
1, 2, 3, 4 (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку. (загибают пальчики)
Только чашку мы разбили. (загибают пальчики
Ковшик тоже развалился, по одному,
Нос у чайника отбился. начиная
Ложку мы чуть – чуть сломали с большого)
Вот так Федоре помогали.
Задание «Помоги Федоре догнать посуду» (лабиринт), Слайд 9
Воспитатель: Помогли мы Федоре выбраться из леса.
Видит Федора по дорожке блюдца, чашки лежат и плачут. По кочкам бежали и разбились. Помогите Федоре посчитать, сколько посуды разбилось. (Слайд 10)
Проводится игра: «Посчитай правильно».
Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, сколько всего посуды нашла Федора в лесу? (Слайд 11)
Воспитатель: Молодцы, а вот впереди у Федоры полянка, где и остановилась ее посуда отдохнуть. А давайте мы тоже отдохнем.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на
поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой)
Голова на тонкой ножке
Вот пластмассовый поднос (Показали ладони)
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Отдохнули? Вся посуда оказалась на полянке. Давайте сравним, какой посуды у Федоры осталось «Больше», какой «Меньше», какой «Равно».
Задание «Больше, Меньше, равно» (Слайды 12, 13, 14)
Воспитатель: Принесла посуду Федора домой, помыла ее и поставила все по своим местам (показывает картинку полки с посудой, Слайд 15). Что стоит вверху? внизу? справа? слева? между? под полкой?
Словесная игра «Вверху, внизу, справа, слева, между…»
Дети: Вверху стоят чашки;
внизу — тарелки;
справа — чайник;
слева — кастрюля;
между досками весит сковорода;
под полкой стоит самовар.
Воспитатель: Молодцы, дети, вот и самовар у Федоры вскипел. Решила она чай попить и положила на тарелки конфеты, печенье, баранки, пирожное и т.д. (Слайд 16)
Давайте их посчитаем.
Дети: на тарелке 2 пирожных, 3 конфеты, 1 торт, 4 печенья и 5 баранок.
Воспитатель: А теперь обозначьте их количество цифрами. (У каждого ребенка картинка с продуктами и цифрами. Дети соединяют количество продуктов с цифрой).
Воспитатель: Нас Федора тоже решила угостить пирогами. Замесила тесто, сделала пирожки и поставила в печь выпекаться (картинка печи, Слайд 17).
А заслонку потеряла. Помогите среди геометрических фигур найти заслонку нужной формы для печи.
(Перед детьми лежат картинки с печкой и геометрические фигуры. Дети выбирают геометрическую фигуру).
Воспитатель: Какой формы заслонка?
Дети: Овальной.
Воспитатель: Правильно, это овал. (Прикладывают овал к «печке»)
3 Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, дети, вы хорошо знаете математику, поэтому вам все удается. Вот и Федора теперь стала у нас чистюля. Давайте подарим ей новую посуду, только сначала нарисуем ее с помощью трафарета на специальном листе. Затем украсим по своему желанию. (У каждого ребенка специальный лист для работы в технике «граттаж», трафарет посуды, специальный инструмент для работы. Дети прикладывают трафарет посуды к специальному листу, процарапывают заостренной палочкой по контуру. Затем украшают посуду по собственному желанию).
4. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка? Кому мы помогали сегодня?
Дети: Федоре.
Воспитатель: Что мы делали?
Теперь у нашей бабушки Федоры вся посуда чистая и она может приготовить для нас много разных угощений, в качестве благодарности за вашу помощь. Как только угощения будут готовы, она принесет их нам.
Литература:
1. Гаврина С.Е. Рисую фигуры ФГУНПП « Нижполиграф», 2002.
2. Земцова О.Н. из серии Умные книжки «Тесты для детей 5-6 лет М
Махаон, 2007.
3. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 М «Творческий центр» 2000.
4. Программа «Детство» для детей 5-6 лет. М «Просвещение» 1997.