"Русская народная культура и традиции "методическая разработка

Тип статьи:
Авторская

Пояснительная записка

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, как оказывается, знаем поверхностно. И нам, отрезанным от собственных корней, приходится взращивать семена традиции заново — кропотливо, терпеливо и трепетно, не пренебрегая ничьим опытом, т.к. он может оказаться полезен. Чтобы нашим детям не начинать с пустого места, а иметь представление о том, что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Поэтому сегодня крайне необходимо восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность, толерантное отношение к людям других национальностей. А наша Россия – это огромная многонациональная страна. Ознакомление дошкольников с народными традициями, обрядами и праздниками, можно воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей. участвуя в календарных народных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси прежде, как они умели работать и веселиться. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества, усвоения нравственных навыков поведения. Дети начинают понимать: почему их прадедушки и прабабушки поступали в каждой определенной ситуации так, а не иначе. Работая с детьми, по теме знакомства с народными календарнообрядовыми праздниками, рассказывала им и о народных промыслах России, знакомила с обычаями, традициями, трудом русского народа, 5 связывала это с народным календарем, с поэтическим народным творчеством: устным народным фольклором, шутками и прибаутками, народной музыкой, народными играми.

Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Поэтому детям необходимо знакомиться с культурой своих предков и изучать ее, начиная как можно раньше, т.к. знания, полученные в процессе знакомствам с традициями народа, поможет дошкольникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций народа и родного края.

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, их наследию: условиями жизни людей, их быт, одежда, народные календарнообрядовые праздники, формирования чувства любви и чувства добра.

Задачи:

  • 1.Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.
  • 2.Знакомство с обычаями и традициями, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения предков за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.
  • 3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
  • 4.Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
  • 5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
  • Гипотеза: знания старших дошкольников о народных календарно-обрядовых обычаях будут более полными и осознанными, если усилить их эмоциональную насыщенность путем включения в систему педагогических воздействий различных видов деятельности в комплексе(музыкального, изобразительного, физического и т.д.); проводить работу с детьми на занятиях и вне их по знакомству детей с бытом, традициями и календарно-обрядовыми праздниками
  • В процессе проведения работы руководствоваться следующими принципами: практичности и научности; системности, логичности, целостности;
  • К концу дошкольного периода воспитанник должен обладать развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности; уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместных мероприятиях; уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
  • Поэтому знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми традициями, праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свой народ, а свою многонациональную страну, использованная система работы окажет положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение — это народ без будущего.
  • Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
  • Модели
  • — планирование работы с детьми;
  • — изучение авторских программ, инноваций;
  • — знакомство дошкольников с русскими народными календарными традициями;
  • — создание предметно–развивающей среды;
  • — беседы, консультации, родительские собрания;
  • — проведение занятий,
  • — организация театрализованных игр; создание костюмов, атрибутов и т.д.
  • Формы работы с детьми
  • 1. Беседы.
  • 2. Занятия на основе метода интеграции.
  • 3. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
  • 4. Посещение мини-музея ДОО.
  • 5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству
  • 6. Дидактические игры.
  • 7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
  • 8. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
  • 9. Использование народных игр, в том числе хороводов.
  • Методы и приемы:
  • 1. Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий).
  • 2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
  • 3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и разучивание народных танцев, песен).
  • 4. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).
  • 5 Сотворчество.
  • 6. Мотивационный (убеждение, поощрение)
  • Главным показателем успешности мероприятия является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность. Чем больше на мероприятии нового, тем больше будет соответствует главному назначению – обогащать детей знаниями стимулировать интерес, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

При составлении и проведении мероприятия придерживаться следующей структуры.

1 часть: беседа – представление, закрепляющее знание детей о жизни людей в далекие времена.

2 часть: побуждать детей выражать свои эмоции и впечатления через разные виды деятельности и непосредственное участие в процессе мероприятия

3 этап: Итоговая

Результатами проведенной работы являются:

1.Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, пословиц, скороговорок.

2.Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

4.Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

5.Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

6.Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества

Литература

1.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2.О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

3.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

5.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

195
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!