Конспект итогового занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство математики»
Цель: — проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по ФЭМП, представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, количестве, числе, пространстве и времени.
Задачи:
Образовательные:
— совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;
— совершенствовать умение решать задачи на сложение и вычитание;
— совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
— закрепить умение составлять геометрические фигуры из счетных палочек.
Развивающие:
— развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
— развивать любознательность, навыки самооценки.
Воспитательные:
— воспитыватьдоброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование:
— письмо; цветик — семицветик с заданиями; карточки с большими и маленькими цифрами; числовые домики; карандаши; мяч; счетные палочки; карточка с расположением геометрических фигур; картинки; книга « Красная Шапочка ».
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация).
Ход занятия.
Вводная часть.
Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
( Дети вместе с воспитателем становятся в круг).
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. Стук в дверь. Передают анонимное письмо. )
Воспитатель читает:
«Я похитила вашу любимую Красную Шапочку. Вы можете её спасти, если выполните все мои задания. Передаю вам волшебный цветок, цветик-семицветик. На каждом листочке у него задание. Если вы их выполните, то я отпущу Красную Шапочку .»
КОРОЛЕВА МАТЕМАТИКИ.
Воспитатель: Ребята, нужно помочь сказочной героине. Вы можете её спасти, если выполните задания королевы Математики. Вот цветок с заданиями.
Основная часть.
1 лепесток. РАЗМИНКА.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Перечислите все весенние месяцы.
Дети: Март, Апрель, Май.
Воспитатель: Сейчас утро или вечер?
Дети: Утро.
Воспитатель: — Сколько месяцев в году?
Дети: 12.
Воспитатель: — Назовите по порядку дни недели.
Дети: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье.
Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?
Дети: Один.
Воспитатель: Все вы молодцы, с заданием справились, а сейчас проходим на свои места и выполним следующее задание.
2 лепесток. Числовой ряд. Дидактическая игра “Найди место в ряду”.
Воспитатель: Цифры перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти свои места.
Детям раздаются цифры и они выстраиваются в цифровой ряд. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом.
Когда выстраивается числовой ряд:
— Назови соседей числа 3 (справа2, слева 4)
— Назови соседей числа 5 (слева 6, справа 4)
— Назови соседей числа 6 (5, 7)
— Я задумала число, оно меньше 5 на единицу, какое это число? (4)
— Я задумала число, оно больше 6 на единицу, какое это число? (7)
Воспитатель: Молодцы. Берем следующий лепесток.
3 лепесток. Состав числа.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какие интересные у вас домики. На каждом доме стоит номер, а в каждом окошке живет цифра. Но некоторые спрятались, нам нужно вспомнить состав числа и расселить жильцов в окошках (дети вписывают карандашом цифры в окошки).
4 лепесток. Геометрические фигуры.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем работать с геометрическими фигурами. А вот с какими, вам предстоит отгадать.
Игра «Узнай меня».
Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник)
Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат)
Я не многоугольник, меня можно катать (круг)
У меня нет углов, но я не круг (овал)
Я четырехугольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник)
Воспитатель: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.
— отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
— отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник
— сколько треугольников получилось? (два)
— два треугольника вместе какую фигуру образуют? (ромб)
— отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.
— отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
— какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)
— сколько четырехугольников получилось? (три)
— а сколько всего фигур у вас получилось? (шесть)
— назовите их (два треугольника, ромб, два квадрата, прямоугольник)
— сколько палочек вы использовали? (12)
Молодцы и с этим заданием вы справились без проблем.
А сейчас я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом (геометрические фигуры на тарелочке и предметы для украшения дома), тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Прямоугольник будет жить в центре листа, круг – над прямоугольником, овал – под прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева – треугольник. Чтоб дом стал уютным, светлым, нарядным нужно его украсить. В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол – облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний – цветочком. Мне кажется, у геометрических фигур изменилось настроение. И вы я смотрю, заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, назвать этот дом «Дом дружбы».
Воспитатель: А ваш дом, ваш детский сад, можно назвать «домом дружбы»? Я очень этому рада. Надо дружить друг с другом, уважать, любить друг друга.
ФИЗМИНУТКА.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
5 лепесток. Слова — антонимы.
Воспитатель: Становитесь все в круг, поиграем в мяч. Игра называется: «Скажи наоборот».
( Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.)
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
Сильный — слабый;
Быстро — медленно.
6 лепесток. Математические загадки.
Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы отвечать:
— Сколько носов у трёх котов? (3)
— Сколько ушей у двух мышей? (4)
— Сколько пальцев на одной руке? (5)
— Какой сегодня день недели? (четверг)
— Сколько раз в году бывает День рождения? (1)
— Какое сейчас время года? (весна)
— Назовите весенние месяца (март, апрель, май)
— Сколько времени года? (весна, лето, осень, зима)
— Сколько углов в треугольнике? (3)
— Сколько дней в одной неделе? (7)
— Что бывает раньше: утро или вечер?
— Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять..
— Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? Семь.
У нас остался один лепесток. Как ещё можно сказать? (Последний, 7 лепесток). Для этого нам нужно пройти на свои места.
7 лепесток. Проверка примеров.
Я вчера была в гостях в другом детском саду, там тоже такие хорошие, прекрасные детишки, они также как и вы занимались, решали примеры и я прошу вас помочь мне проверить, правильно ли они решили примеры. Поможете мне?
Дети: Да
(Раздать красные ручки, для проверки примеров).
Воспитатель: Кто нашёл ошибку? (Ответы детей)
Заключительная часть.
Сегодня мы с вами помогли сказочной героине Красной Шапочке. Задобрили злую королеву, выполнив все её задания. Показали, какие мы знатоки математики! Как вы думаете, мы со всеми заданиями справились?
(Ответы детей).
Стук в дверь. Входит Красная Шапочка (кукла) с подарками. Передаёт книгу, перевязанную воздушными шарами.