« Использование игровых методик в развитии певческих способностей детей»

        « Использование игровых методик в развитии

певческих способностей детей»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Многолетний опыт работы многих педагогов показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должно проходить через игру.

Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.

Прежде чем обучать детей певческим навыкам на музыкальных занятиях, следует дать им возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.

У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т.е. используя одни и те же средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д. Поэтому начинать свою работу с детьми над развитием певческих способностей детей следует с речевых игр.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

— артикуляционная гимнастика;

— игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;

— развивающие игры с голосом;

— речевые зарядки;

— ритмодекламация.

Их общая цель:

— Легко и незаметно подготовить голоса детей к пению;

— Разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата;

— Обострить интонационный слух;

— Подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков.

Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы детям было интересно выполнять такие упражнения, необходимо облачить их в сказочную форму. Дети «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.

(Приложение 1) «Зарядка язычка».

Игры на развитие певческого и речевого дыхания.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет речевое дыхание. Оно более глубокое и интенсивное, поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым. В этом возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому и легкому звучанию. Навык речевого и певческого дыхания следует развивать постоянно на каждом занятии, постепенно. По возможности игры соединяем с движениями туловища, рук, ног, пальцев. Сначала «разогреваем»

мышцы дыхательной системы, для того, чтобы устранить поверхностное, не ритмичное дыхание и тем самым нормализуем спокойное, размеренное, плавное дыхание. Поэтому в самом начале следует использовать игры на дыхание без звука. (Приложение 2)

Примеры игр:

1Приложение 2.

2превращаемся в «ветер», задуваем «свечи на торте», надуваем «шарики» и т.п.

3Затем удлиняем выдох на согласных звуках («ш», «ж», «ф», «з», «с»). Используются различные образы: сердится кошка, пчела, комар, ветер играет с листвой и т.п.

4Постепенно усложняем задания, переходя на выдох самого закрытого звука «у». Сначала это образы поезда, самолета, с которыми можно поиграть: поезд удаляется – приближается; самолет набирает высоту или снижается. Тем самым набирая или снижая высоту голоса, изменяя громкость звучания.

5Далее переходим к более открытым гласным «а», «о» в играх с голосом. (Приложение 3)

Развивающие игры с голосом.

Это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, плач, смех и т.д.), голосам животных, «голосам неживой природы (тиканье, капанье и т.д.).

Систематическое использование игр с голосом дает возможность:

— почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

— расширить диапазоны речевого и певческого голоса;

— готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией. ( Приложение 4)

Речевые ритмо — интонационные игры и упражнения.

Оказывают большое влияние на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.

Начинаем упражнения с самых близких ритмов: имен детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, «Эхо» и т.д.

Приложение 5.

Приложение 5. Речевая игра «Имена».

1Каждый друг за другом называет свое имя.

2Каждый называет свое имя проговаривая четко каждый слог.

3Проговариваем свое имя, каждый его слог отмечая хлопками или шлепая по коленям.

4Как еще можно произнести свое имя? (Шепотом, тихо, громко, высоким голосом, низким, медленно, быстро и т.д.)

5Дети в кругу произносят свои имена одновременно, получается небольшой шум. Если у педагога широко расставлены ладони, то произносят громко, а если ладони близко – тихо. В этой игре дети слышат речевое многоголосие, изменяют его динамику по руке ведущего.

6А сейчас превратимся в зайцев! В каких? ( Широко расставить ладони). А голоса у нас какие? – Громкие, сильные! Позовем

Дашу! Ладоши превращаются в «дирижеров». Дети следят за руками педагога, играя силой голоса в соответствии дирижерским жестам.

1Народные тексты, которые лежат в основе большинства игр, очень удачны для произношения: потешки, прибаутки, дразнилки, пословицы, поговорки. Они мелодичны, ритмичны, позволяют сопровождать речь соответствующими движениями в нужном ритме и темпе.

Тексты речевых игр не следует заучивать с детьми. Они запоминаются в процессе игры.

Ритмодекламация.

Это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило: каждое слово, каждый слог, звук произносится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.е. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному. Она может проходить на фоне звучащих жестов, шумовых инструментов, звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями. (Приложение 6)

Речевая зарядка.

Разучиваются речевые зарядки с имитацией движений, соответствующих содержанию текста. (Приложение 7)

Теперь представим общую последовательность обучения пению:

— формирование и развитие подвижности голосового аппарата, снятие напряжения артикуляционных мышц;

— формирование и развитие певческого дыхания;

формирование и развитие навыков ясной дикции;

формирование и развитие певческой интонации;

— работа над разучиванием песни.

Практика показывает, что упражнения речевого этапа помогают детям легко и непринужденно подготовить свои голоса к пению.

На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые способы формирования координации слуха и теперь уже певческого голоса.

Например:

2После речевой игры «Имена» играем в «Эхо», но певческим голосом.

3Интонациями голоса «рисуем» различные образы — ветер, волны моря, облака, дождь и т.д. разными способами: «клястер» (одновременное и произвольное звучание многих голосов; скольжение или глиссандирование голосом вверх или вниз, по кругу, точечно и т.д. ( Слайд)

Приложение 1.

Влево – вправо, проткнуть язычком левую щеку, затем правую,

Раз – два,

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Язычок, не ленись!

Губки, просыпайтесь! «вибрато» губами,

Ротик, просыпайся! широко открыть рот,

Язычок, покажись, покусать кончик язычка,

И зубов не страшись! высовывать язык вперед и убирать назад,

покусывая всю поверхность языка.

Зубки, зубки, успокойтесь,

Хорошенечко умойтесь, провести язычком между верхней губой

и зубами,

Не сердитесь, не кусайтесь, провести между нижней губой и

зубами,

А вместе с нами улыбайтесь! улыбнуться.

Приложение 2.

И. п… – стоя, ноги на ширине плеч.

— Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону – в другую, вдох – выдох;

И. п. – стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.

— Отведем руку, как веточку дерева: вправо – влево, вдох – выдох и т.д.

И. п. – то же, только выполняем двумя руками.

Затем выполняем то же другой рукой.

Приложение 3. «Встреча язычка с жителями удивительной страны».

Однажды наш Язычок решил отправиться в путешествие в удивительную страну. А вы хотели бы отправиться вместе с ним?

Говорим волшебные слова: « Крибле, крабле, бумс!» (можно с движением)

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в путь-дорогу. – цокать язычком

Шел он, шел и пришел в удивительную страну, где все говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять жителей этой страны и поэтому все внимательно слушал, запоминал и повторял.

Какой-то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: «у/О?» — повышение интонации

Язычок не понял и переспросил: то же.

На что незнакомец ответил: «У\о». – понижение интонации.

Язычок повторил: то же.

Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: «у/о/А?»

Язычок снова переспросил: повторяем.

На что житель городка ответил: «У\о\а».

Язычок повторил услышанное: повторяем.

Постепенно Язычок начал понимать своего собеседника и они продолжили разговор. (Варианты по выбору.)

Приложение 4.

Кошка, как тебя зовут? – Мяу.

Стережешь ты мышку тут? – Мяу.

Мяу, хочешь молочка? – Мяу.

А в товарищи щенка? – Фррр!

Приложение 6. « Кислые стихи»

Встало солнце кислое, смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое облако повисло…

И спешат несчастные кислые прохожие

И едят ужасно кислое мороженое…

Даже сахар кислый! Скисло все варенье!

Потому что кислое было настроение.

Приложение 7.

Мы на горку поднимались (руки одна за другой на каждые

По ступенькам ледяным. два слога поднимать вверх)

В санки сели? Сели, сели.

Ух! Летим. (руки быстро опустить вниз)

151
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!