ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МОРДОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них обладает соответствующим языком и культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории, дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский, мокшанский и эрзянский языки.

Закон РМ от 08.08.2013 г. № 53-З (ред. от 19.12.2014 г.) «Об образовании в Республике Мордовия».

Статья 3. Язык образования

1. В Республике Мордовия гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. Преподавание и изучение мордовского (мокшанского, эрзянского) языка как государственного языка Республики Мордовия осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Мордовия, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с федеральными госу [1].

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

С этой целью на базе нашего дошкольного образовательного учреждения в образовательную программу был введен региональный модуль программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живем», которая учитывает современные требования к содержанию образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений и пути ее реализации в педагогическом процессе в условиях Республики Мордовия.

В ходе реализации данного модуля дошкольники приобщаются к культуре мордовского народа. Мордовская детская художественная литература открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах – улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи.

Известно, что дети дошкольного возраста чутко откликаются на потешки, прибаутки, пестушки. Эти виды фольклора издавна создавались на потеху детям. Знакомство с ними расширяет кругозор детей, обогащает и чувства, и речь, формирует отношение к окружающему миру. Детям очень нравятся небольшие стихотворные тексты, которые как бы поддразнивают ребёнка, но в то же время побуждают его к действию и выражают похвалу за сделанное.

В пословицах восхваляется любовь к родной земле, трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. Они имеют большую значимость для нравственного воспитания детей. Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.

Загадки – это своеобразные тексты на сообразительность, являются для детей одним из видов познания окружающего их мира. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Мордовские загадки знакомят детей с природными явлениями, зверями и птицами, с окружающим миром.

Для знакомства детей с мордовскими народными пословицами, поговорками, загадками отбирают только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить.

Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Мордовские сказки знакомят детей с историческим прошлым мордовского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях мордовского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки нужно обращать внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера мордовского народа. Заострять внимание на нравственных поступках героев сказки.

Таким образом, фольклор и художественная литература имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Фольклор нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности, к познанию и речевому творчеству. Именно в дошкольном возрасте целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора и художественной литературы позволяет заложить фундамент в познавательно – речевом развитии детей

130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!