Конспект занятия по образовательной области «Познание» на тему: «Части суток»
Задачи:
Образовательные: расширить представление детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день – вечер – ночь). Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра» Продолжать знакомство с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); Продолжать знакомства с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину.
Развивающие: Объяснение значений слов: вчера, сегодня, завтра, развивать умение сравнивать предметы по двум признакам величины; представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник; зрительное восприятие и память, речь, внимание, логическое мышление, сообразительность, воображение; умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, аккуратность, навыки культуры общения, доброжелательность, вежливость. Воспитывать желание порадовать себя и окружающих результатом своего труда.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Коммуникация»: пополнить и активизировать словарь детей за счет слов, характеризующих временные понятия. Совершенствовать диалогическую речь.
ОО «Чтение художественной литературы»: развивать умение рассказывать стихи, потешки, отгадывать загадки.
ОО «Художественное творчество»: закреплять и обогащать представление детей о цветах. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Развивать умение составлять изображение предмета из частей (часы).
ОО «Музыка»: Способствовать развитию музыкального слуха.
ОО «Физическая культура: формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей при выполнении имитационных движений во время п/игры.
ОО «Здоровье»: организация и проведение п/игры. Создание эмоционального благополучного климата в группе.
Методические приемы: эмоциональный настрой, художественное слово, музыкальное сопровождение, вопросно-ответная беседа, рассматривание рисунков с частями суток, подвижная игра «Тик- так», практическая работа, анализ работ, итог занятия.
Предварительная работа по образовательным областям:
ОО «Социализация» — проведение дидактических игр: «Когда это бывает?», «Что за чем?», «Что где?», «Собери картинку», «Собери картинку», пазлы, подвижных игр: «Скажи и покажи», «Где мы были мы не скажем, а покажем»; учить имитировать действия человека
ОО «Познание» — рассматривание альбома и плаката «Части суток». составление изображения предмета из частей (птичка).
ОО «Чтение художественной литературы»: Чтение потешек о петушке, о солнце. Заучивание считалок. Отгадывание загадок о частях суток. Чтение стихотворений: Л. Квитко «Утро», «Все спят», С. Капутикан, «С добрым утром» Е. Благинина, «Спать пора» П. Воронька, И. Токмакова «Где спит рыбка».
ОО «Музыка»: Слушание и заучивание песенок «Утро», «Детский сад».
ОО «Физическая культура»: продолжать следить за осанкой детей.
Словарная работа: фиолетовый, желтый, будильник, завтрак, полдник, вечереет.
Оборудование: демонстрационный — рисунки с частями суток, настоящий будильник, игрушка – петушок, большие круги черного, желтого, красного и фиолетового цвета; музыкальный центр.
раздаточный — плоскостные шаблоны будильника для детей, круги малого размера четырех цветов, тарелочки.
Место проведения: групповая комната.
Ход НООД:
Воспитатель: Доброе утро! Я очень рада всех вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу.
(Дети рассаживаются на стульях полукругом)
— Мы сейчас с вами где находимся? (в детском саду)
— А кто вас будит по утрам? (родители)
— А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает? (будильник)
(Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу)
— Как вы думаете, почему часам дали такое название? (будет людей)
— Кто еще будит людей по утрам? (петушок)
— Давайте вспомним потешку про петушка:
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
— А есть ли у кого дома петушок? (нет)
— Где живут петухи? (В деревне)
(Воспитатель показывает детям игрушечного петуха и предлагает изобразить, как петух кричит, как важно ходит и хлопает крыльями)
— Молодцы! А сейчас послушайте загадки
1.Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются. (Утро)
2.Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем! (День)
3.Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора! (Вечер)
4. В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
— Хорошо, о чем были загадки. (части суток)
— Вы проснулись утром. Что вы делаете потом? Только не говорите, а покажите. П/и «Где мы были, мы не скажем, а покажем».
(Дети показывают действия: «чистят зубы», «умываются», «одеваются», а воспитатель угадывает)
— После этого что вы делаете? (идем в детский сад)
— Светло или темно в это время? (темно)
— Какое время года сейчас? (осень)
— Правильно, осень! И по утрам у нас на улице уже темно.
— Что вы делаете, придя в детский сад? (играем)
— А что потом мы с вами делаем? (завтрак)
— После завтрака? (занимаемся, играем)
— Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку.
— Солнышко проснулось и ярко светит. Наступает день. И вот вы возвращаетесь с прогулки в детский сад.
— А что потом? (обед)
— После обеда- тихий час. Вы проснулись, пополдничали, поиграли и за вами пришли родители. Наступает…(вечер).
— А потом что мы с вами делаем? (Ужин).
Вот и все солнышко ушло спать, а на небе зажигаются звезды, и светит луна. День окончен. Мама читает вам перед сном сказку, и вы ложитесь спать. Наступает…(ночь).
— Что будет после ночи? (утро)
Физкультурная минутка:
«День- Ночь»
Когда воспитатель говорит: «День», дети выполняют разные действия (прыгают, играют и т.д.), а когда произносит: «Ночь», они приседают и закрывают глаза ладошками. Игра повторяется 3-4 раза.
(Воспитатель приглашает детей за столы, напоминает про осанку. У каждого ребенка в тарелочке набор фигур при составлении которых получается круг- макет части суток)
Воспитатель: (объясняет)
— Утро- располагаем часть сверху слева — (Желтым)
— День- Сверху с право (Красным)
— Вечер- слева внизу под желтым (Фиолетовым)
— Ночь- справа внизу под красным (Черным)
(Дети приступают к работе, включается спокойная музыка)
— Вот и все готово! Мы с вами сделали макет части суток.
— С чего начинается день? (утро)
— А назовите мне все части суток? (утро, день, вечер, ночь)
— У нас получился макет суток. Давайте еще раз послушаем как звенит будильник.
— Я вам приготовила стрелочки, наложите эту стрелочку на часть суток которая у нас сейчас.
— На какой части суток вы положили? (желтый, утро)
А теперь, чтобы наш волшебный будильник заработал, давайте его заведем. Выходите из-за стола и повторяйте за мной.
Тик-так, тик-так,
А потом вот так,
А потом вот так,
Тик-так, тик-так.
Вы все отлично потрудились, чем мы с вами занимались, что нового вы узнали?
— прочитали потешку про петушка,
— отгадывали загадки,
— называли части суток,
— обозначали разными цветами,
— сделали волшебный будильник.
Список литературы
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2.Арапова- Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н. А. Арапова-Пискарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3.Белошистая, А. В. Подумай сделай. Для детей 4- 5 лет / А. В. Белошистая. – М.: Дрофа, 2007.
4.Гаврина, С. Рисуем, считаем, размышляем. Для детей 4-5 лет / C. Гаврина, Н. Кутявина, И. Топоркова, С. Щербинина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
5.Косинова, Е. М. Моя первая книга знаний / Е. М. Косинова. – М.: ЭКСМО, 2004.
6.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2010.
7.Лиштван В. Конструирование – М.: Просвещение, 1981.
8.Петерсон Л.Г., Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. М.: издательство «Ювента», 2008.
9.Румянцева, Е. Простые поделки без помощи мамы / Е. Румянцева. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
10.Султанова, М. Н. Мир вокруг меня / М. Н. Султанова. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2009.