КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
Цель: учить передавать выразительно диалог сказочных персонажей, их характеры, строить высказывания логически правильно, грамотно. Расширять словарный запас, активизировать слова: притворщица, обманщица, хитрая, изворотливая, плутовка; доверчивый, простофиля, простодушный, глупый, любопытный. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, наречия, предлоги. Отрабатывать речевую и пластическую выразительность образа с помощью мимики, жестов, интонации. Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству.
Методические приемы: сюрпризный момент, художественное слово, игровой прием, музыкальное сопровождение, вопросы и ответы, обыгрывание фрагментов сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», физминутка «Медвежата», игра «Колобок».
Материал: костюмы лисы, петуха, зайца, куклы с живой рукой, фланелеграф, куклы бибабо, клубочек.
Предварительная работа: рассматривание фотографий различных театров с рассказом воспитателя; сюжетно-ролевая игра «Театр» с использованием кукол. Прослушивание фонограмм сказок в исполнении профессиональных артистов. Знакомство с различными видами кукольного театра, самостоятельная игровая деятельность с театрализованными куклами.
Действующие лица:сказочница – воспитатель, роли персонажей исполняют дети.
Ход Входит сказочница.
Сказочница -Здравствуйте, ребята.
В мире много сказок, грустных и смешных
И прожить на свете, нам нельзя без них.
-Ребята, а вы сказки любите? А какие? (ответы детей) Предлагаю вам совершить путешествие по волшебной, удивительной стране Сказка. Но без волшебных слов нам не обойтись и без этого клубочка тоже. Я буду говорить волшебные слова, а вы повторяйте:
Бим – бом, бим — бом
В сказку мы сейчас войдем.
Тик – так, тик – так
Я скажу, и будет так.
-Вот мы и попали в волшебную страну Сказка. Посмотрите, как красиво вокруг.
Вот клубочек мой, смотрите,
Следом все за ним идите,
Он вас к сказкам приведет!
Дети, все за мной – вперед.
Смотрите, дети, во все глазки.
Мы сейчас в гостях у сказки…
Ой, ребята, тише, тише.
Что- то странное я слышу
Кто-то к нам сода спешит.
Входит Лиса (кукла с живой рукой)
Лиса Вот устала, так устала!
Возле речки я гуляла,
Мужика перехитрила,
И всю рыбу утащила.
Волк-Лисавета, здравствуй!
Лиса-Как дела, зубастый?
Волк — Ничего идут дела, голова пока цела.
Лиса — Где ты был?
Волк — На рынке.
Лиса — Что купил?
Волк — Свининки.
Лиса — Сколько взяли?
Волк — Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке.
Лиса — Кто отгрыз?
Волк — Собаки.
А как, кума, твои дела?
Лиса — На рыбалке я была.
Только хвостик опустила,
Видишь, сколько наловила!
Волк — Рыбки тоже я хочу…
Лиса — Так поймай, я научу…
Ты ступай, дружок, к реке,
Сядь в укромном уголке
Хвост с вой в прорубь опускай
И все время повторяй:
Ловись, рыбка и мала и велика.
Волк — Ну, спасибо, Лисавета,
Помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи
Лиса — Не забудь, слова скажи
— Ловись, рыбка и мала и велика.
Сказочница Персонажей, какой сказки мы встретили? (ответы детей)
Какая лиса в этой сказке? (хитрая, изворотливая, обманщица)
Почему вы думаете, что она обманщица? (ответы детей)
А волк, какой в этой сказке? (доверчивый, простодушный)
Как вы думаете, почему он доверчивый? (ответы детей)
— Ты клубочек, катись прямо к новой сказке,
Чтоб у наших детей заблестели глазки.
Театр кукол бибабо
Сказочница Жил старик со своею старушкой
В маленькой лесной избушке.
Попросил однажды дед:
Дед — Испеки-ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
Баба По сусеку помела
Крылышком немножко
Горсти две муки нашла-
Больше-то не нужно.
Соль добавила, песок,
Ложки две сметаны
Славный вышел колобок,
Пышный и румяный.
Погоди-ка, дед, чуток
Пусть остынет пирожок!
Сказочница Непоседе – колобку
Стыть бы на окошке,
Но решил он:
Колобок Убегу, разомнусь немножко.
Сказочница Колобок, не убегай
Лучше с нами поиграй.
Игра «Колобок»
Сказочница Нам спешить сейчас не надо.
Посмотрите, сказка рядом.
Театр на фланелеграфе.
Сказочница. Шел Потапыч, притомился
У пенька остановился.
Медведь — Сяду, что ли на пенек,
Съем румяный пирожок!
Маша — Вот лентяй! Шагай-ка дальше.
Сесть не вздумай на пенек,
Есть румяный пирожок!
Медведь — Ох, глазаста эта Маша!
Знать идти придется дальше.
Высоко, видать, сидит.
Далеко она глядит.
Ох-ох-ох… Устали ноги.
До чего ж хорош пенек…
Сяду, съем — ка пирожок!
Маше тут не углядеть…
Маша — Ошибаешься, Медведь.
Все я вижу, все я слышу!
И не вздумай даже, Миша,
Ты садиться на пенек,
Есть румяный пирожок!
Медведь – Где же, девочка сидит,
Что далеко так глядит?
Эта Маша – всех хитрей!
Побегу – ка, поскорей!
Сказочница – Ребята, фрагмент какой сказки вы увидели? (ответы детей)
Как Маша нашла дорогу домой? Почему Машенька не разрешала Медведю садиться на пенек и есть пирожок? В этой сказке Медведь, какой? А почему? А сейчас, я превращу вас в медвежат. Медвежата немножко поиграют.
Физминутка «Медвежата»
Сказочница – Ну что ж, мы снова в путь пойдем –
Опять мы в сказку попадем.
Ты клубочек, мой катись
Сказка новая начнись.
Драматизация
Сказочница – Вот идет Петух с косой.
Петух – Плачешь ты о чем, косой?
Заяц — Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А Лисица – в ледяной.
Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла,
Да меня же прогнала.
Петух – Не горюй, приятель! Вскоре
Твоему поможем горю!
Покажу Лисе косу –
Живо выгоню Лису!
Заяц – Да ее собаки гнали,
Но с испугу убежали.
Гнал и сам Медведь недавно,
Ты не справишься подавно!
Петух – Кукареку! Вон, Лиса!
Убирайся прочь в леса!
Вот возьму косу на плечи…
Я иду Лису посечи!
Лиса – Что ты, Петя, не спеши,
Мне одеться разреши!
Петух – Прекрати пустые речи
Прочь пошла, плутовка, с печи!
Заяц – Убежала Рыжая
Рыжая – бесстыжая.
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Испугалась Петуха!
Пляшут.
Сказочница – Заяц и Петух и сейчас вместе живут.
Пироги и пряники жуют.
Нас в гости приглашают,
Пирогами угощают.
Вот и закончилось наше путешествие по удивительной волшебной стране Сказка. Ребята, в каких мы сказках побывали? Кто вам больше понравился в сказках? Ну, что ж, пора нам возвращаться. Повторяйте за мной волшебные слова:
Бим – бом, бим — бом
Из сказки мы сейчас уйдем.
Тик – так, тик – так
Я скажу, и будет так.
Вот мы и вернулись. В жизни еще много раз к вам будет приходить добрая, чудесная сказка. Так пусть сказки всегда будут с вами.
Литература:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.– М.: АРКТИ, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2000.
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. — М.: ВЛАДОС, 2001.
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.