Ознакомление дошкольников с народной культурой через тряпичную куклу
Мы живем в мире высоких технологий, сумасшедшего ритма жизни, шума и стрессов. Такой ритм выдержать сложно и нас подсознательно тянет быть ближе к природе, размеренной жизни, которой жили наши предки, вспомнить житейскую мудрость, ощутить спокойствие и защищенность. Наверно, поэтому возрождается интерес к истории, культуре, традициям, обычаям, ремёслам и быту своего народа. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по — иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? А происходит это потому, что когда-то здесь появилась пустота. А теперь возникло большое желание её заполнить. К сожалению большая часть духовного наследия и предметов народной культуры оказались утраченными. Поэтому проблема сохранения традиционной народной культуры приобретает особенно важный характер и решать ее надо начинать с дошкольного возраста.
Одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики является приобщение детей к истокам народной культуры, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Вот поэтому я выбрала народную куклу как средство приобщения детей к истокам народной культуры. Народные игрушки – важнейшее составляющее любой культуры. И наше желание знать какой была народная игрушка, как ею играли и что она значила для детей, представляет собой не только познавательный интерес, но ещё и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. С первых лет жизни ребёнок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками. Он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества. А это приводит не только к накоплению знаний, умений и навыков, но и развитию способностей и формированию необходимых качеств личности. Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
Самой известной и любимой игрушкой любого народа была тряпичная кукла. С ней играли и в царских палатах и крестьянских избах. Она воспитывала в детях уважение к семье, любовь к Родине, труду. Учила быть милосердными, добрыми, умными, проявлять уважение и заботу.
Кукла не рождается сама, её создаёт человек. А самые вдохновенные творцы кукол – дети. Изготавливая её ребёнок постигает историю своего народа. Она является зримым посредником между миром детства и миром взрослых. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. В старину считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами, они способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком. Кукла с лицом, по мнению славян, обретала душу и могла быть использована для колдовства и наведения порчи. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги
У этих тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Её так и называли: оберег или «Берегиня». Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Как правило, самыми охранными были куклы изготовленные без иголки и ножниц. Раньше считалось, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай. Кукла — “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Обрядовые куклы использовались при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Куклы заменяли живых людей в обрядах жертвоприношения, например, кострома. масленица, купавка.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Так как кукла изображает человека, значит она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребёнка. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Список литературы:
1.Берстенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками/ Е.В. Берстенёва, Н.В. Догаева — М.: «Белый город», 2011
2.Воробьёва О.Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика/ О.Я. Воробьёва — Волгоград: «Учитель», 2009
3.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла/И.Н. Котова, А.С. Котова — СПб.: «Паритет», 2010
4.Народные куклы. Народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: www.rukukla.ru(дата обращения: 10.11. 2020)
5.Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла/ Н.В. Шайдурова — СПб.: Детство-пресс, 2011