Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры посредством образовательной деятельности

Сейчас по — моему очень своевременно заговорили о сохранении и государственной защите русского языка. Почему? Это не выделение и не подчеркивание, какого-то превосходства, ни в коей мере. Это необходимая мера для сохранения бесценной культуры, мировых шедевров литературы и воспитания подрастающего поколения на истинных законах народной мудрости. А воспитанием подрастающего поколения нужно заниматься с раннего возраста. И концепция дошкольного воспитания направлена приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Знания истории Российского государства, очень важны, но традиции национальной культуры дают возможность понимать и активно участвовать в ее сохранении и возрождении. Самореализовать себя как гражданина своей страны и всего, что связанно с ней: произведения великих русских поэтов, писателей и художников, считалки, потешки, прибаутки, народные игры, танцы, песни. В дошкольных учреждениях используют разные программы В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой «Детство», О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», но цель у них одна: формирование у детей дошкольного возраста «Базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры

Для достижения этой цели педагоги решают следующие задачи.

-В дошкольных учреждениях создана система работы по данной теме на специально организованных занятиях.

-В образовательный процесс активно включаются родители через проведение русских народных праздников, подвижных игр, проектов

-Используются все виды фольклора, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

-Систематически дети знакомятся с народными праздниками и традициями, народными играми и имеют возможность самостоятельно отражать полученные знания в свободной деятельности.

-Работа с воспитанниками строится на главных методических принципах: учитываются возрастные особенности детей, доступность предлагаемого материала, постепенность его усложнения.

Одним из важнейших этапов работы по теме приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры является организация развивающей среды. И главный принципом ее построения возможность действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные. В детском саду создан мини-музей народной старины. Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу. В музеи собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д. Деятельность в музеи включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством.

Организация образовательного процесса серьезный аспект в работе с детьми. В детском саду на доступном уровне дети знакомятся с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями русского народа. Все это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам. Разработаны перспективные планы, картотеки по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм. Дети охотно участвуют в культурно — досуговой деятельности, носящий тематический характер «Именины», просмотр театрализованных представлений, праздники, развлечения, тематические вечера и досуги (календарные и народные: колядки, Масленица, Вербное Воскресение, Пасха и т.д.). НОД проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

С раннего возраста малышей окружают предметы творчества народных умельцев. В детском саду накопился опыт работы с дымковской, Городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи у нас имеются пособия, составлены перспективные планы, конспекты НОД. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними.

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством начинаем с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала максимально учитываются возрастные возможности детей. Малыши, знакомясь с колыбельными, интонационный строй родной речи, и сами поют куклам и про Кота-воркота, и про гулей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более понятны малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем все большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми более сложный фольклорный материала, беседа.

Во время беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта; стараются раскрыть происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, выразительность. Очень интересна для детей тема составления загадок о предметах старинного русского быта. Составить загадку – значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку непросто. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Большие возможности для приобщения детей к истокам русской национальной культуры и проявления творческой активности дают календарные, фольклорные, обрядовые праздники, дни именин и т.д. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, родители, педагоги. Произведения, используемые в сценариях, соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят. Показателем успешности праздника является эмоциональная атмосферы. Эту атмосферу определяет, заинтересованность детей, радостные эмоции. А это, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, закладывает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Нельзя представить народные обрядовые праздники без игры. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

Очень важно, когда родители и педагоги являются союзниками. А для того, чтобы быть активным участником процесса, нужна информация, поэтому постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью, способствует единению педагогов, родителей и детей.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Таким образом, можно сказать, что такая система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Список используемой литературы:

  • 1.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2015.
  • 2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  • 3.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2017.
  • 4. Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
  • 5.Хлынова, Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. None. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2555/ (дата обращения: 30.05.2020).
38
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!