Формирование коммуникативных УУД
В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Экономика стала очень динамичной. Всё быстро меняется. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения.
Однажды, в газете «Комсомольская правда», где было напечатано резюме, которое заполнил на сайте Rabota.ruмолодой человек 24 лет. Наряду с опытом работы, профессиональными навыками, образованием, знанием иностранных языков, указывает о себе следующую информацию: творчески инициативен; грамотно отражаю мысли (устно и письменно); умею работать в команде и т.д. Как видно, на первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально-грамотной, способной организовать сотрудничество с разными людьми, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность.
А это значит, что компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. А отсутствие элементарных навыков общения может привести к множеству конфликтов не только в коллективе при совместной деятельности, но и в семье. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Результатами по новым образовательным стандартам теперь являются не только предметные, но и УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Коммуникативные УУД — это:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли …
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения со взрослыми. В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.
С переходом на ФГОС все первоклассники, в проходят диагностику, с помощью которой определялся начальный уровень сформированности УУД, в том числе, и коммуникативных действий. Для определения коммуникативных умений используются методики: «Братья и сестры» (Пиаже, 1997), Методика «Последовательные сюжетные картинки», методика «Что будет ….?».
Наиболее значительный вклад в создание модели обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову, а также их последователям: В.В. Рубцову и Г.А. Цукерман.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое. Здесь важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. Реализацию данной компетенции наиболее эффективна при проверке домашнего задания в парах или группах и на этапе анализа и решения УЗ.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзяпринуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать(позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниеми т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия по налаживанию взаимоотношений между детьми. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например, проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Сейчас разработано немало программ, направленных на развитие у младших школьников и подростков умения общаться. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Русский язык» или «Ознакомление с окружающим миром» и др. Третьи можно проводить как самостоятельные занятия, например новый надпредметный курс «Мир деятельности», гдекоммуникативная линия курса закладывает теоретическую базу для формирования коммуникативных УУД.
Для формирования норм общения лучше использовать групповую работу. Организация такой работы является особой педагогической задачей учителя. Первые шаги в налаживании работы в группах предпринимаются уже на этапе адаптации, и в дальнейшем приобретает важное значение для формирования коммуникативного взаимодействия.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих
элементов:
- Подготовкак выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).
- Групповая работа(знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания);
- Заключительная часть(сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).
Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.
Например:
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говори спокойно и ясно;
- говори только по делу.
Схему наиболее простого типа группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».
Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между детьми распределена последовательность операций. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.
МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью). Мы — зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.
Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, рефлексивное сочинение по теме (ЧАСТИ РЕЧИ).
Учебный материал разбит на логические части. Они распределяются между участниками группы. Учитель может взять на проверку любую тетрадь и поставить отметку за выполнение задания всей группе. Ребята получают задания разного уровня сложности (детям об этом не сообщается), то есть дети учатся в силу своих способностей, совершенствуют собственные достижения, а слабые ребята получают шанс быть оцененными наравне с сильными учащимися (ведь как один, так и другой сделали что могли.)
МЕТОД «ВЕРТУШКИ»
Так, работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни слов и пр. Для вертушки работа с предложением: разбор по членам, частям речи, орфограммы, проверяемые по сильной позиции, характеристику предложения.
Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый, при этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются эксперты групп, у которых были одинаковые задания.
Организация групповой работы начинается в рамках курса «Введение в школьную жизнь» авт.Г.Цукерман («Первые дни ребенка в школе» авт. Гин). Здесь одной из задач, которую ставят и решают авторы, является научить детей слушать не только учителя, но и друг друга, для начала, в маленькой (4-5 человек группе). Вначале дети обсуждают друг с другом свои мысли просто. Постепенно вводятся более сложные правила и приемы культурной дискуссии, спора. Организация совместных действий не требует длительного обучения. Здесь, на первых порах вводятся два правила вежливого спора.
- Высказав свое, мнение спроси остальных: «Ты согласен?», «А ты как думаешь?»
- Если все согласны, можешь действовать. Если мнения разные, спроси: «Почему так считаешь?», «А это можно доказать?»
Другая задача групповой работы – поддержка для робких, создание чувства защищенности, для тревожных детей (ТЫ НЕ ОДИН).
В нашей школе, в рамках ФГОС, опробируется новый надпредметный курс «Мир деятельности» авт.Л.Г.Петерсон. Его целью является создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств. Курс рассчитан на 4 года и представлен четырьмя линиями: организационно-рефлексивная, познавательная, ценностная коммуникативная,.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.