П.И. Чайковский "Времена года" - "Июнь"

Петр Ильич Чайковский – «Времена года»

Тема: «Лето»

Цель: Показать значение музыки в стихотворениях: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания.

Музыкальный материал: Аудиозапись пьес А.П. Чайковского из цикла «Времена года» — июнь.

Дополнительный материал: Портрет П.И. Чайковского, мульт. презентация.

I.Вступительное слово учителя

Рассказ о П. И. Чайковском

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада –

Чуткая музыка всюду живет –

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечно своей

Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои

Ива роняет у брода…

Только приветствует ночь соловьи

Звоном ветвей,

Песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

В. Семернин.

II.Работа по теме урока.

Открываем нашу четвертую страничку «Лето» из музыкального альбома «Времена года». Вспомним, что музыка, которая будет звучать на страничках альбома, написана великим русским композитором Петром Ильичём Чайковским.

Отправляемся в путь по «Летней страничке».

1. Страничка: «Баркарола» Июнь. Барка — это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи. “Баркарола” — еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского “Времена года”. Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы “раскачивается” на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы. В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки — словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.

Выйдем на берег; там волны

Ноги нам будут лобзать;

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

Там ветерок ароматный

Кудри твои разовьет;

Выйдем… Уныло качаясь,

Тополь к себе нас зовет.

В долгом и сладком забвеньи,

Шуму внимая ветвей,

Мы отдохнем от печали,

Мы позабудем людей.

Много они нас терзали,

Мучили много, друг мой:

Те — своей глупой любовью,

Те — бесконечной враждой.

Всё мы забудем, как месяц

В темной лазури блеснет,

Всё — как природе и богу

Гимн соловей запоет!

1845

А.Н.Плещеев

Слушание музыкального произведения «Июнь»

Музыкальное справочное бюро

БАРКАРО́ЛА, баркаролы, жен. (итал. barcarola) (муз.). Род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе. (По названию песен венецианских гондольеров.)

Рассмотрим картины с пейзажем «Венеция» 

241
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!