"Знакомство с мордовской глиняной игрушкой-свистулькой".
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к лепке по мотивам мордовской народной игрушки. Познакомить с техникой изготовления глиняной игрушки (птички – свистульки), учить лепить предмет из нескольких кусочков глины, соблюдая пропорциональное соотношение частей, характерное для данного вида народной игрушки. Учить детей изображать предметы путем вытягивания; равномерно и красиво устанавливать фигурку; учить стекой, делать узор на крыльях птички. Формировать умение описывать предмет. Способствовать расширению словаря на основе ознакомления с глиняной игрушкой. Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству. Бережное отношение к окружающим предметам.
Предварительная работа. Рассматривание различных народных игрушек. Беседа об игрушках. Лепка из глины.
Материал. Глина, доски для лепки, стеки, салфетки, образцы игрушек.
Ход занятия.
— Ребята, я вам хочу прочитать стихотворение, но это стихотворение не на русском языке, а на мордовском. Я вам прочитаю, а вы догадайтесь, о ком говорится в этом стихотворении.
Цёфкскя.
Морак, морак,
Цёфкскязе,
Морак,
Мазы ёфкскязе,
Гайняк,
Кода пайгоня,
Велеть келес кайгозня
Ёран монга
Идень садса
Морамс
Мазы цёфкскя лаца.
- Ребята, понравилось это стихотворение вам?
— А вы догадались, о ком оно?
— В этом стихотворении говорится о птичке, как она красиво поёт, как будто колокольчик звенит!
— А где ребята можно услышать пение птиц?
— А ещё ребята можно услышать, как поёт глиняная птичка-свистулька (воспитатель играет).
— Ребята, откуда появилась эта игрушка в нашей группе?
— Эти игрушки очень ценные, их надо беречь, и не только эти и грушки надо беречь, но и остальные!
— Сегодня мы тоже с вами попробуем сделать из глины птичку.
Физминутка (на мордовском языке)
Лиихть варсихть, равжа толгат,
Мезе азондома колгаст?
Содайхть васихне фкя вал:
Кар-кар! Кар-кар!
— Молодцы!
— А теперь садитесь за столы. Закатайте рукава.
— У вас на столе один кусок глины, его надо разделить на две части: большую и маленькую (по полосочке). Смотрите, как я это делаю. Я беру стеку и по полосочке надрезаю кусок глины. Вот, что у меня получилось.
-Этот кусок, какой?
— А этот, какой?
— Из большого куска глины мы будем делать туловище птицы, а из маленького-голову.
— Туловище у птицы, какое?
— А голова, какая?
— А теперь ребята посмотрите, как я буду делать туловище птицы. Я беру большой кусок глины и скатываю шар-это тело птицы. Теперь я из этого шара вытягиваю хвост и обрабатываю пальцами. Всё, туловище готово. Теперь беру маленький кусочек и раскатываю в длинненькую колбаску. Один конец слегка загибаю и прищипываю. Это будет клюв. Теперь соединяю детали. Вот так. Места соединения примазываю пальцами. Вот и получилась птичка. Глаза, крылья и хвост прорисовываю стекой. Ребята, вы внимательно слушали, всё запомнили? С чего мы начнём?
— А теперь давайте выставим наших птичек и полюбуемся на них.
— Молодцы, ребята!(отметить детей)
-Мне кажется, что эти птички сейчас запоют!(вместе с детьми прочитать стихотворение ещё раз).
— Понравилось вам лепить птичку из глины?
-В дальнейшем мы с вами познакомимся с другими глиняными игрушками. А сейчас все вместе дружно идём убирать свои рабочие места.