Конспект итогового занятия по кружковой работе «Изостудия» в старшей группе «Одуванчики»
Цель: формирование у детей интереса к художественному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Учить самостоятельно украшать изделие гуашью в технике «правополушарное рисование», пальчиками, ватными палочками, делать травку при помощи зубной щетки;
Расширять представления детей о весне, как о времени года, о ее признаках, о первых весенних цветах.
Развивать навыки составления рассказа о своей работе, проведения анализа работы.
Воспитывать аккуратность при работе.
Материалы: альбомные листы, ватные палочки, гуашь, баночки с водой (на каждого ребенка), зубные щетки для рисования, кисточки, влажные салфетки.
Предварительная работа: Наблюдение за весенними изменениями в живой природе. Рассматривание одуванчиков на картинке, чтение познавательной сказки «Одуванчик и ветер». Подготовка основного фона для будущей работы (дети подготовили фон, используя нетрадиционную технику «правополушарное рисование»).
Ход занятия:
— Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна.)
— А как вы поняли, что пришла весна? (Растаял снег, ярче светит солнышко, щебечут птички, появляется травка.)
— Правильно, ребята. На улице потеплело и стали появляться первые цветочки. Ребята, а вы знаете, как они называются? (Подснежники, одуванчики, тюльпаны, нарциссы.)
— Правильно, молодцы!
— А теперь отгадайте загадку:
На лужайке возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке. (Одуванчики.)
— Правильно, это одуванчик.
— Ребята, посмотрите какой красивый одуванчик на картине (дети рассматривают фото или картинку). Послушайте стихотворение О. Высоцкой о нем:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
— Ребята, чем же этот цветок похож на солнце? (Круглый, желтый.) Правильно, молодцы. Давным-давно люди так и говорили: «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной!»
— Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Приходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
— Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
— Одуванчик – очень правильный цветок. Просыпается и ложится спать вместе с солнышком. В пасмурную, дождливую погоду одуванчик не раскрывает свои лепестки, держит их закрытыми. А ещё одуванчики очень любят насекомые. Шмели и бабочки пьют одуванчиковый сладкий нектар. Пчелы кушают цветочную пыльцу, нектар и делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
— Ребята, давайте еще раз рассмотрим одуванчик. Посмотрите, пожалуйста, на картинку, из каких частей состоит этот цветок? (Стебель, листья, цветок, корень.) А какую форму напоминает цветок одуванчика? (Форму круга.) Правильно, молодцы.
— А у нас сегодня гость, он приехал к нам с далекого севера, где всегда холодно. (Вносится плюшевый медвежонок.) Этот медвежонок никогда не видел цветов.
— Давайте познакомим медвежонка с одуванчиками и нарисуем для него их много-много, целую лужайку.
— Но сначала отдохнем. Сделаем гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Одуванчик вырос на поляне,
(Соединить руки, изображая «бутон».)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Раскрыть руки, разжать пальцы.)
Всем лепесткам красоту и питание
(В ритме словам раздвигать и соединять пальцы.)
Дружно дают под землей корешки!
(Соединить руки тыльными сторонами,
пошевелить пальчиками – «корешками».)
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.
(Плотно сжать переплетенные пальцы.)
Тихо засыпают, головки опускают.
(Положить руки на колени.)
— Ребята, а теперь давайте нарисуем одуванчики, используя различные нетрадиционные техники, которыми мы украшали свои рисунки в течение всего года. Давайте, вспомним какими? (Ответы детей)
— Сегодня мы нарисуем наши одуванчики необычным способом. Берем лист бумаги с нашим, уже заранее, подготовленным фоном. Что у вас изображено на нем? (Небо, солнце, похожее на закат)
— Правильно! Чтобы получился такой фон, мы закрашивали наш лист при помощи «правополушарного рисования». Сначала мы затонировали лист белой гуашью. Затем в верхней части листа, в свободном расположении добавили мазки голубого цвета, а в середине листа – желтого. Потом набрали кисточкой белую гуашь и не отрывая руки, от одного края до другого, провели линии. Теперь расположим его перед собой горизонтально.
— На ваших столах сегодня лежит необычный инструмент для работы. Это ватные палочки. Этим «инструментом» мы и будем рисовать одуванчики, начиная со стебля.
— Берем наш волшебный «инструмент» (ватную палочку) в правую руку, опускаем ее в тарелочку с зеленой гуашью. Набрали немного краски и нанесли линию на наш лист (таких линий должно получится три и разного размера). У вас получился стебель будущего одуванчика.
— Сделайте еще два таких же стебля.
— Молодцы! Старайтесь аккуратно работать, чтобы не испачкаться.
— Приготовили наш «волшебный» пальчик, сегодня он у нас тоже будет рабочим инструментом. Опускаем его в зеленую краску и наносим тычок сверху стебля. Это будет серединка цветка. Проделайте эту же работу с двумя другими стеблями.
— Берем зубную щетку, опускаем в тарелочку с зеленой гуашью. Набираем немного краски и проводим щетиной щетки внизу листа, под стеблями линии. У нас получается травка. А нарисовали мы ее в технике «рисование зубными щетками».
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и проведем динамическую паузу «Цветочек».
Динамическая пауза «Цветочек».
Проснулась природа и солнечный лучик (просыпаются, тянутся)
Метлой разогнал ненавистные тучи. (волны над головой руками)
Из серой земли появился росток – (руки вниз — вверх)
За ним и одуванчика светлый цветок (ладони раскрываются)
Сперва понемножку, зеленую выставил ножку (руки на пояс, попеременно выставляют вперед ноги)
Потом потянулся из всех своих сил (Дети тянутся, руки вверх)
И тихо спросил:
«Я вижу: погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?» (Дети разводят руки в сторону)
Воспитатель: Ребята, отдохнули? Давайте продолжим нашу работу.
— Далее, сделаем нашим одуванчикам цветки. Берем ватные палочки, опускаем их в баночку с белой гуашью. Наберем немного белой краски и сделали тычок. Получаются красивые белые цветки у нашего воздушного одуванчика. Проделайте ту же самую работу с двумя другими цветками.
Самостоятельная работа детей.
— Осталось нашим одуванчикам сделать листочки. Берем пупырчатую пленку, наносим на нее зеленую краску и делаем «листочек» близко к стеблю.
— Молодцы! Посмотрите, какие красивые получились ваши одуванчики!!! (Рассматривают свои работы, и работы детей).
Итог:
— Давайте вспомним, что мы делали с вами на нашем занятии?
— Что вам понравилось больше всего?
— Кто приходил к нам в гости?
— Что собирают пчелки с цветков одуванчика?
— А можно срывать цветы в лесу и на полянах? Почему? (Сохраним красоту.)
— На зеленой траве одуванчики очень красивы. Хоть их и много, не надо их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу завянут.
— Все ребята сегодня постарались. Молодцы! А теперь давайте вместе с медвежонком рассмотрим самые лучшие рисунки.
— Мы поместим все работы на выставке, чтобы у нас получилась большая поляна одуванчиков, посмотрите как красиво! Белый медвежонок очень рад!
В конце занятия можно провести игру:
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик. (Приседают, потом медленно поднимаются.)
Если ветер быстрый-быстрый
На поляну налетит, (Разбегаются в разные стороны.)
Все вокруг зашелестит («Ш-ш-ш-ш-ш».)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу.)
И сольются с небосводом.