Путешествие в волшебный мир света
ООД «Путешествие в волшебный мир света» в подготовительной группе
Цель: расширять представления детей о свойствах света
Задачи:
Образовательные:
— Расширять знания детей о понятии «Свет», его свойствах
— Расширять представления об источниках света.
— Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
— Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие:
— Расширять представления детей об окружающем мире.
— Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы.
— Развивать интерес детей к исследованиям и экспериментам.
— развивать коммуникативные навыки и навыки взаимопомощи.
Воспитательные:
— Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.
— Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе.
— Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в коллективе.
Оборудование: Цифровая лаборатория Наураша, коробка с сюрпризом, лучина, керосиновая лампа, свечка, настольная лампа, фонарики, диск, карандаши, стакан с водой, зеркало, сундучок, перископ, каледоскоп.
Ход ООД
Восп-ль: Дети, здравствуйте, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Восп-ль: Я сегодня приготовила вам сюрприз, чтобы порадовать вас. Он у меня в коробке.
Хотите посмотреть, что за сюрприз у меня в коробке?
Дети: Да, хотим.
Восп-ль: предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в коробку (Дети смотрят, но ничего не видят). Что вы там увидели?
Дети: Ответы
Восп-ль: Как же так?
Дети: В коробке темно и нет света.
Восп-ль: А что же делать? Как же нам посмотреть сюрприз?
Дети: Поднести к окну, к свету. Открыть коробку.
Восп-ль: Дети, коробка у нас закрыта, открывать ее нельзя. Потому что сюрприза не будет. Как же нам быть?
Дети: Ответы
Восп-ль: Дети, посмотрите на солнышко на коробке внимательно, здесь есть кнопочка, давайте ее нажмем и еще раз заглянем в коробку (нажимают, появляется свет в коробке).
Что вы там увидели?
Дети: Ответы
Восп-ль: Ой, дети, здесь какое — то волшебство.
А почему же мы сначала не видели все это?
Дети: В коробке было темно, не было света.
Восп-ль: А почему же теперь мы видим, что находится в коробке?
Дети: От света фонарика стало светло, и мы увидели, что находится в коробке.
Восп-ль: Ребята, а как вы думаете, что такое свет?
Дети: Ответы
Восп-ль: Дети, давайте послушаем, что нам про свет скажет наш друг ученый Наураша. Послушаем?
Дети: Да.
(Слушаем про свет)
Опыты с Наурашей.
Восп-ль: Дети, скажите, а какие бывают источники света?
Дети: Солнце, луна, звезды….
Восп-ль: Да, совершенно верно.
Это естественные или искусственные источники света?
Дети: Естественные.
Восп-ль: Правильно, молодцы. А когда включаем фонарик, люстру, это какой источник света?
Дети: Искусственный.
Восп-ль: Я предлагаю вам пройти в интерактивный музей, и посмотреть какие источники света еще бывают.
(Керосиновая лампа, лучина, свеча, фонарик, настольная лампа)
Мы с вами посмотрели источники света, которыми люди пользовались раньше.
Наука не стоит на месте, и сейчас мы посмотрим современные источники света.
(Смотрим на экран)
Дети, вам понравилось в музее?
Дети: Да, понравилось.
Восп-ль: Дети, скажите, а как к нам в комнату попадает свет?
Дети: Из окна.
Восп-ль: Дети, а как вы думаете, вот сейчас в комнате естественный или или искусственный свет?
Дети: Естественный.
Восп-ль: Да, правильно, светит солнышко в окно и свет попадает к нам в комнату. От солнышка к нам бегут много много световых лучей.
Я вам предлагаю поймать один такой лучик и поэкспериментировать с ним.
Попробуем?
Дети: Да.
Восп-ль: Пойдемте сюда.
Посмотрите, у меня здесь черный экран и ловушка для нашего лучика.
Карина, бери фонарик, ты у нас сегодня солнышко.
Давайте закроем жалюзи, чтобы в комнате стало темно и мы могли увидеть световой луч.
Карина, включай фонарик и свети прямо в наше волшебное окошко.
Что мы видим сейчас на черном экране?
Дети: Наш лучик.
Восп-ль: Мы его поймали.
А если мы посветим не в окошечко, (светит на картон) что видим?
Дети: Нет нашего лучика.
Восп-ль: Какой вывод мы можем с вами сделать?
Дети: Если мы светим и наш лучик видит препятствие, то он не проходит.
Восп-ль: Он не может наше препятствие с вами обогнуть, а если он встретит вот такое окошечко, мы можем увидеть, что луч движется по прямой.
Но если наш лучик встречает какое – то препятствие, то он меняет свое направление. Посмотрим, как он это делает?
Дети: Да, посмотрим.
Восп-ль: Дети, этот опыт проводится при дневном естественном освещении.
Берем прозрачную емкость, наливаем в нее воды и опускаем в нее карандаш. Давайте посмотрим сбоку, что мы видим?
Дети: Кажется, что у поверхности воды карандаши изгибаются.
Восп-ль: Совершенно верно. Световой лучик меняет свое направление и мы видим предметы по — другому.
А еще наш лучик имеет такое волшебное качество, как разложение на семь разных оттенков. Дети, скажите, а что в природе бывает семи оттенков одновременно?
Дети: Радуга (состоит из семи цветов).
Восп-ль: Дети, я предлагаю вам поэкспериментировать и увидеть все цвета светового лучика. Вы хотите?
Дети: Да.
Восп-ль: Для этого нам нужен предмет, который отражает световой луч. Таким свойством обладаю все блестящие предметы?
Дети: Фольга…
Восп-ль: Я предлагаю воспользоваться диском (взять диск и посвятить на него фонариком, что вы увидели?)
Дети: Мы видим, что отражаются все цвета радуги.
Восп-ль: Как красиво, да ребята?
Дети: Да.
Восп-ль: Дети, какой же у нас солнечный лучик?
Дети: Солнечный лучик разноцветный.
Восп-ль: И зная такое качество светового луча, люди придумали много много разных приборов. Посмотрите, что это?
Дети: Ответы
Восп-ль: Это маленькая маленькая копия перископа, который есть на подводных лодках.
Дети, посмотрим с вами в перископ?
Дети: Да.
Восп-ль: Ангелина, присаживайся сюда и смотри в нижнее окошечко.
Что ты видишь?
Дети: Ответы
Восп-ль: А как же ты их видишь?
Дети: Ответы
Восп-ль: Дети, а этому есть научное объяснение. Потому что здесь используется такое качество, как отражение. Наш световой лучик в несколько раз преломляется и мы видим с вами, что происходит на поверхности. Это свойство нашего волшебного луча.
Солнечный лучик взрослые спрятали в калейдоскоп. Посмотрите, это такая интересная игрушка. Здесь три зеркальца, которые ловят наш лучик и отражают его.
Давайте насыпем вот эти предметы ( Настя, насыпай) (Насыпаем разноцветные фигурки в калейдоскоп)
А ты, Ангелина бери фонарик и свети на наш калейдоскоп. Посмотрите, что мы видим?
Дети: У нас получаются разнообразные картинки, совсем совсем необычные.
Восп-ль: Замечательно.
А еще человек придумал 3Д очки, в которых он тоже использовал свойство отражение светового луча.
И сейчас дети, я предлагаю сделать такие очки. Ну мы будем делать необычные очки, вот такие (показываю). Называются такие очки пинцне.
У вас на столах есть заготовки. Вы должны приклеить пленочки.
На правый глаз вы приклеиваете синюю и зеленую пленку (зеленая сторона должна смотреть на вас, а синяя на доску), а на левый красную пленку.
А сейчас мы с вами посмотрим картинки в этих очках.
Внимательно всмотритесь в картинку и вы увидите объемное изображение.
Ну, что вы увидели?
Дети: Ответы
Восп-ль: Молодцы ребята.
Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии?
Дети: Ответы
Восп-ль: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?
Дети: О свете, об источниках света, о световом лучике. Проводили опыты, делали 3Д очки.
Восп-ль: О каких свойствах света мы узнали?
Дети: О том, что световой луч идет по прямой. Если световой луч встречает какое то препятствие, то он меняет свое направление. Мы узнали, что солнечный лучик у нас разноцветный. Световой луч имеет такое свойство, как отражение, преломление.
Восп-ль: Замечательно. На этом мы завершим наше занятие. Всем спасибо. Давайте скажем нашим гостям до свидание.