Мастер-класс «Наши руки не для скуки» для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Тип статьи:
Авторская

Мастер – класс — это одна из форм повышения квалификации педагогов в системе образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме.

Цель мастер-класса: Обучить участников мастер – класса изготавливать поделки. Установление дружеского контакта и взаимодействия с педагогами. Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционных видов аппликации и ручного труда в развитии творчества дошкольников.Уточнить теоретические знания участников мастер-класса по вопросу создания и изготовления поделок. Побуждать к самостоятельному выбору техники и материала. Заинтересовать выполнением поделок на новогоднюю тему. Совершенствовать педагогическое мастерство и творчество воспитателей. Освоение способов изготовления новогодних поделок из разных материалов (природного, бросового, материала для творчества). Познакомить с новыми техниками аппликации, которые позволят им использовать полученные умения и навыки в группе.

Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации, стимулирования роста творческого потенциала педагогов; повышение профессионального мастерства и квалификации участников; распространение передового педагогического опыта. Познакомить педагогов с нетрадиционными видами аппликации, показать приемы и этапы выполнения аппликации, закрепить теоретические знания в практической деятельности.

Развить воображение, мышление, внимание, память, мелкую моторику, положительное отношение к процессу создания аппликации.

Формировать интерес у к аппликации и художественному ручному труду;

Развивать конструктивные, художественно-творческие способности в процессе создания новогодних игрушек и поделок;

Развивать ручную умелость, мелкую моторику;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

Расширять знания детей о новогоднем празднике, создавать атмосферу праздничного настроения, желание доставлять радость близким.

Форма проведения мастер-класса: с педагогами и для них без участия детей.

Структура мастер-класса:

1. Вступительная часть

2. Теоретически-демонстрационная часть.

3. Практическая часть.

-пошаговое изготовление поделок, презентация разработок педагога.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Методы и приемы:

Наглядные: показ образца, рассматривание иллюстраций, презентаций, выполнение последовательности работы, использование схем.

Словесные: объяснение, описание, поощрение, убеждение.

Практические: самостоятельное и совместное творчество по изготовлению поделок.

Материал для изготовления поделок: природный материал, бросовый и нетрадиционный материал, нитки шерстяные, картон, кисточки, клей ПВА, набор цветной бумаги, набор цветного картона, шаблон изображения ёлочки треугольной формы, шаблоны для открыток, простой карандаш, ножницы, линейка, бумажные ажурные салфетки, ватные диски, бусины, клеевой карандаш, ножницы, шило, иголка, клей, дыроколы и другие инструменты.

Способ соединения деталей: клей, нитки, скотч, и другой материал.

Схема последовательности работы по изготовлению новогодних поделок:

1. Анализ образца.

2. Поэтапная последовательность изготовления.

3. Выбор способа соединения деталей поделки.

4. Подготовка материалов и инструментов.

5. Практическая работа: изготовление игрушек и других поделок.

6. Анализ и оценка продуктивной деятельности.

Виды деятельности: занятия, мастер-классы

Назначение разработки: Приобщение детей к народному празднику – Новому году; использование рукотворных поделок для оформления, конкурсов, подарков.

Пояснительная записка.

Ручной труд, аппликация имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он разнообразен. Мы в своей работе исполняем такие виды ручного труда, как: моделирование, конструирование из бумаги, изготовление поделок из природного и бросового материала и многое другое, детям очень нравится заниматься такими видами труда, они дают ребенку возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумывать свое задуманное изделие.

Особенность ручного вида труда в его взаимосвязи с игрой. Но важно и другое, ручной труд в детском саду активно способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое развитие мелкой моторики давно не секрет, что тонкое движение пальцев влияет на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Для поделокможно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, бусы, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.

Об этом же говорил известный педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума».

Ручной труд — одно из самых любимых занятий детей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная.

Нетрадиционные техники помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Любая творческая деятельность, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Новый год – самый любимый, чудесный праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Подготовка к новому году отличная возможность использовать данный вид деятельности. Делать игрушки, открытки на Новый год занятие интересное и развивающее. А делать поделки своими руками на новый год интересно, особенно если есть под рукой разнообразные материалы для творчества. Дети учатся фантазировать и придумывать новые образы для любимых героев, изготовление елочной игрушки, открытки, елочки и др. дает детям почувствовать возбуждающую атмосферу праздника и свою к нему причастность. Сделать из бумаги, ниток, бусин, картона можно практически любую игрушку или поделку, начиная от снежинок и звезд, до снеговиков и светильников.

Методическая разработка включает в себя простые, оригинальные идеи по созданию новогодних игрушек, поделок в работе с детьми дошкольного возраста.

Ход мастер-класса:

— Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

— Поговорим?

— О чём?

— О разном и о прочем.

— О том, что хорошо.

— И хорошо не очень.

— Чего-то знаешь ты.

— А что-то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим. Вдруг будет интересно…

Предлагаю вам принять участие в сегодняшнем мастер- классе по изготовлению новогодних поделок с детьми. Просмотр презентации. Педагог демонстрирует коллегам готовые работы и приглашает их к участию в их изготовлении.

I.Аппликация из бумаги – Новогодняя веточка.

Бумага — дети с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Данный мастер — класс можно проводить, начиная со средней группы

Необходимые материалы: лист картона, полоски цветной бумаги 3-4 см, ватные диски, круги зеленого цвета диаметром как ватный диск, лента атласная, клей.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Сначала необходимо подготовить цветную бумагу, картон и ватные диски. Для каждого из шариков нарезаем две полоски (длина полоски по ширине листа А4), складываем каждую полоску гармошкой и склеиваем две гармошки в круг. Чтобы шарик получился ровным и не топорщился, можно на изнанку наклеить кружок бумаги и затем положить под груз. Как шарики просохнут, приклеить сверху шапочки из бумаги или картона.

2.Веточки делаем из зеленых кругов сложенных пополам и надрезанных бахромой. На каждую веточку «надеваем» таким же образом сделанный снежок из ватного диска (чуть подклеиваем внутри).

3. Теперь приступаем к оформлению аппликации. Клеим все на картонную основу. Ниточка для шариков это атласная тонкая лента. Одеваем шарики на нашу веточку и приклеиваем на картон.

4. Затем нужно оставить поделку сохнуть. Работа готова.

II.Елочка. Аппликация из ниток:

Удивительный материал – нити! Что только с ними ни делают: шью, вяжут, плетут: ковры, гобелены, панно; вышивают удивительные по красоте картины. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.

Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная. Освоив элементарные приемы работы в данной технике, на основе полученных знаний можно создавать собственные работы. Проявляя в этих работах креативность, творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых.

Данный мастер — класс можно проводить, начиная со старшей группы.

Необходимые материалы: деревянная палочка, полоска картона шириной 1 или 1,5 см, нитки зеленого цвета, клей,бусины, белая гуашь, кисточка.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Сначала необходимо подготовить подставку для елочки из деревянной шпажки и картона. На палочку наматываем полоску картона, смазывая его клеем. Подставка готова.

2. Теперь приступаем к изготовлению хвои, сначала наматываем пряжу зеленого цвета на 2 пальца, потом связываем посередине ниточкой и ножницами разрезаем — получается помпон. Аналогично делаем еще 2 помпона, наматывая пряжу на 3 и затем на 4 пальца.

3. Одеваем помпоны на палочку. Можно белой краской покрасить хвою. Украшаем нитки бусинами.

4. Затем нужно оставить поделку сохнуть. Работа готова.

III.Елочка. Аппликация из бусин и ниток:

Данный мастер — класс можно проводить, начиная со средней группы, но и малыши (конечно с вашей помощью) с удовольствием сделают и подарят свою новогоднюю открытку.

Необходимые материалы: лист картона, нитка зеленого цвета-нитки типа Ирис, клей,бусины, иголка.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1.Нам понадобится картон зеленого цвета, на котором намечен треугольник (силуэт елки).

2. Прошиваем горизонтальные полоски, одевая на нее бусины. Формируем силуэт елочки. Можно вырезать треугольный силуэт елочки, обмотать его нитками разного цвета. С помощью горячего пистолета крепим елочки на заготовке для открытки (можно использовать любой клей, который склеивает любые поверхности). Теперь приступаем к украшению елочки.

3. Концы нитки с обратной стороны фиксируем клеем.

4. Работа готова.

IV.Открытка «Новогодний шарик»

Данный мастер — класс можно проводить, начиная со старшей группы.

Необходимые материалы: лист картона, клей,прозрачный лист, крышка от сметаны, тонкая лента, бисер или блестки, открытка.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1.Складываем картон пополам, на одной стороне вырезаем круг, с изнанки приклеиваем пластиковый прозрачный круг или круг из открытки.

2. Насыпаем сверху блестки, бисер и сверху приклеиваем с лицевой стороны крышку.

3. По краю приклеиваем тесьму или шнур. Прорисовываем ниточку и наклеиваем бантик.

4. Работа готова.

V.Открытка: Елочка из бумаги

VI.Ангелочек

Данный мастер — класс можно проводить, начиная со средней группы.

Необходимые материалы: лист бумаги (цвет по вашему желанию), ножницы, карандаш, линейка, клей ПВА.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Для изготовления поделки берем лист цветной (цвет по вашему желанию) или белой бумаги.

По длине и ширине делаем разметку по 9,5 см. Для одногоангелочка берем 2 квадратика. Каждый из квадратиков сложим гармошкой (гофрой).

2. Собираем одну заготовку в гармошку и сгибаем примерно 1/3 часть — это будет крылышко ангела. Вторую заготовку приложим к первой и тоже согнем на одинаковом уровне. Приклеим крылышко к платью, воспользуемся клеем ПВА. Аналогичным образом поступаем со второй частью поделки.

3. Для головы берем елочный шарик. Вставим шарик для головы между заготовками платья и зафиксируем клеем.

4. Работа готова.

VII. Дед Мороз. Игрушка на елку из фетра или фоамирана.

Данный мастер — класс можно проводить, начиная со средней группы.

Необходимые материалы: полоска шириной 3 см для бороды, шаблон для шапки, клей ПВА, бусинки для глаз, шарик из пенопласта.

Пошаговый процесс выполнения работы:

1. Для изготовления поделки берем полоску белого фоамирана и аккуратно, ножницами не дорезая до конца, нарезаем тонко.

2. Складываем красный колпачок, вырезанный по шаблону, формируем колпак и склеиваем его. Шапка готова.

3. Берем шарик и наклеиваем бороду по кругу, сверху одеваем колпачок и зафиксируем клеем. Приклеиваем глазки и носик.

4. Работа готова.

Итог: Для создания поделок необходимо осуществить трудовые действия, овладеть умениями вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Чем лучше ребёнок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе, Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, пальчиковые упражнения, а также нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

Было ли вам интересно?

Возник ли у вас интерес к изготовлению поделок своими руками?

Я попрошу вас оценить мою работу с помощью карточек-смайликов: вам понравилось — смайлик-улыбка не очень – грустный смайлик

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума». Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

По завершению участники мастер-класса фотографируют свои работы и делают мини — выставку. В процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы.

Педагог подводит итоги мастер-класса и, учитывая пожелания своих коллег, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данной теме, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы. Благодарит за совместную работу на мастер-классе.

29
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!