Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства

Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства

 

Лошкарева Наталья Павловна – учитель ИЗО

МОУ «СОШ №28» г.о. Саранск, Республика Мордовия

 

Содержание:

1.      Введение                                                                                              

2.      Основная часть                                                                                               

3.      Заключение                                                                                              

4.      Список использованных источников

 

Введение

Развитие творческого начала, творческих способностей ребенка всегда волнует  педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывает изобразительное искусство — учебный предмет, который может использовать возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой индивидуальности. Я считаю, что именно уроки изобразительного искусства и служат той благодатной почвой, на которой можно взрастить творческую, неординарно мыслящую и креативную личность.

По моим наблюдениям, дети в начальной школе рисуют с удовольствием, независимо от их таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию, резко сокращается. Одной из причин этого, как мне кажется, послужило малое количество часов в программе по изобразительному искусству. Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки изобразительного искусства должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках изобразительного искусства.

Актуальность возникновения работы над проектной деятельностью, определяется необходимостью реализации метода проекта в процессе преподавания предметов изобразительного искусства, для достижения нового результата образования. Обоснование актуальности и новизна педагогического опыта определяются имеющимися противоречиями образования между необходимостью творческого использования классно-урочной системы и её преимуществ и недостаточной разработанностью технологии проектирования современного урока изобразительного искусства на основе проектного метода.

Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Однако, несмотря на популярность данного метода, в преподавании изобразительного искусства он используется достаточно не часто.

Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.

 

Основная часть

Чем же привлекателен метод проектов?

Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.

Во-вторых, метод проектов созвучен жизненным позициям:

— ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то, что ему интересно;

— ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.

В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;

В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой  уровень развития.

Проектная деятельность, несмотря на свою растущую популярность в школьной практике, понимается многими учителями по-разному. Я вижу в ней реализацию личностно — развивающего подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала различного уровня сложности. Проект как технология направлен на поиски путей развития активного самостоятельного мышления ребёнка. Наиболее педагогически ценным в этой технологии является то, что все теоретические знания, получаемые при обучении, ребёнок должен уметь реализовать на практике.

В основу проектной технологии положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путём решения практической или теоретической значимости проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания.

Основная ценность проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Школьники индивидуально или в группах за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на тему, которую выбирают самостоятельно с учётом рекомендаций учителя. Их задача решить научную, техническую или иную проблему.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным и представленным. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы. Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир.

Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

 На уроках изобразительного искусства метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой  творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка»  (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д.

Творческая самореализация учащихся проявляется в выборе темы проекта, которая показывает насколько серьезно и осознанно подходит ученик к данной работе. Наиболее плодотворным направлением, как мне кажется, являются проекты в декоративно-прикладном искусстве, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся. Доступная технология изготовления изделий народного творчества, красота форм, декоративное оформление изделия пробуждают в учащихся желание творить красоту. Ученик вкладывает все свое творческое отношение и испытывает моральное удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. При выполнении проекта я поощряю творческую самостоятельность, которая проявляется в выборе технологии изготовления, обоснованном изменении формы, конструкции или декоративного оформления изделия.

Природа и окружающая нас реальность — вот первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии — этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стремлюсь вселить уверенность в каждого ученика, дать ему понять, что он может фантазировать, творить,  и что для этого нужно внимательно, изучить реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Приведу лишь несколько заданий, которые я использую на уроках:

-чудо-зверь (фантастическое животное, составленное из элементов различных зверей и птиц) (4 кл.)

-город будущего (город-фантазия) (4 кл.)

— заколдованные деревья (4 кл.)

-сказочные птицы, птицы-фантазии, животные (5 кл.)

-необычная игрушка из необычного материала (5 кл.)

-иллюстрация пословицы или поговорки (5 кл.)

-геометрические тела и фигуры в создании различных образов (человек, животное, город и т.д.) (6 кл.)

-портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов (6 кл.)

-переработка реальных изображений в декоративные и  наоборот (6 кл.)

-создание буквицы к определенному тексту, к сказке (7 кл.)

-стилизация букв и слов под исторические, национальные особенности (7 кл.)

-создание образа природного явления в образе человека (7 кл.)

-сочинение мини стихов к изображению (5-7 кл.)

-досочинение картины (5-7 кл.)

-составление кроссвордов по изобразительному искусству (5-7 кл.)

-составление ребусов и шарад с применением изображений (5-7 кл.) и т.д.

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером; рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д.

Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:

·        Метод открытий. Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

·        Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

·        Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

·        Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.

·        Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

Метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в художественном обучении. Сущность его можно обозначить словами Клодин Орио: «Все способны».

Проектный метод обучения весьма распространен в самых различных системах образования по всему миру. Главные причины кроются в первую очередь в социальной сфере — нет смысла передавать ученикам некий груз знаний, если при этом не обучать их навыку самостоятельного поиска информации, который они смогут в дальнейшем применить для решения других, отличных от школьных задач. Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что в идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании этапов работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также стимулирует исследовательскую деятельность в обучении.

Использование мною проектной технологии позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влияет на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей.  Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

Каждый ребенок продвигается своим путем, над знанием преобладает процесс познания, деятельность ученика в центре образовательного процесса, который осуществляется в пространстве творческой увлеченности.

Сейчас основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Достаточно трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения и навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системы проектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требует дальнейшей разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

·        Организация проектной деятельности в современной школе: сборник научно-методических трудов / под ред. В.Л. Пестеревой; ПГПУ. – Пермь, 2006.- 124 с.

 

·        Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. — С. 42-47

 

 

·        Савинков, А. А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании [Текст] / А. Савинков // Школьный психолог. – 2007. – №23. – С. 6-10.

354
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!