КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ «ОСЕНЬ»

Задачи: упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности; развивать словарный запас — называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление; формировать умение соотносить знаковые символы с образом. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, утешить, подарить; приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк», «Осень»; игрушка-заяц и шапочка-маска волка для него, морковка-контейнер с угощением для ребят, свеча, магнитофонные записи: плач зайки; П. И. Чайковский «Октябрь»

Предварительная работа: экскурсии и наблюдения в природе; рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Осень», «Волк», «Заяц»; показ сказок «Теремок», «Колобок» по коллажу; пение песен про животных; чтение стихов, потешек, рассказов и сказок про животных; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет», «Кто что ест».

Ход занятия

Дети входят в группу. Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Воспитатель. Ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая это музыка? ( Эта музыка спокойная, грустная, печальная, тревожная)

— Сегодня мы с вами поговорим об осени.

Звучит магнитофонная запись — плач зайки.

Но что я слышу: как будто кто-то плачет?

Появляется игрушка-зайчик с морковкой.

— Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. Давайте его погладим. Зайку мы не боимся, и он нас тоже не боится.

Ребятки гладят зайку рукой.

— А почему ты плачешь?

Степашка. Здравствуйте, ребятки. Я вас не боюсь, вы хорошие, добрые, животных не обижаете. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Я собирал на своем огороде овощи, а волк, наверное, хотел отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?

— Не плачь, зайка! Давайте, ребятки, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково? ( Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка)

Степашка. Спасибо, ребятки, какие вы добрые!

— Ребятки, давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц».

Степашка. Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку (плачет), а волк хотел отнять у меня морковку и все овощи (плачет).

— А сейчас узнаешь — ребятки тебе расскажут все про волка. В этом нам опять поможет помощница-таблица. Кто хочет рассказать про волка?

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк».

Степашка. Спасибо, ребятки, значит, ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь я тоже знаю все про волка и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Волк и зайцы».

Степашка. На улице холодно, я не люблю осень. А вы, ребятки, любите осень?

— А почему вы не любите осень?

Степашка. Я бегаю по лужам — так здорово! Попробуйте, ребятки!

— Что ты, что ты, нельзя бегать по лужам!

Зайка. А почему? А вот я бегаю. Расскажите, почему нельзя бегать по лужам.

Дети. Можно промочить ноги и заболеть.

— Вот почему нельзя, Степашка, ходить и бегать по лужам.

Степашка. Да, сейчас я тоже лужи буду обходить. А кому нравится осень и почему? (Ответы детей.) Теперь я знаю, что в осени бывает что-то хорошее и что-то плохое.

— Ребятки, а какими словами можно начать рассказ об осени?

Дети. Наступила осень, пришла осень. Педагог. А какими словами можно закончить рассказ? Дети. Я люблю осень, потому что… Педагог. А сейчас давайте нашему зайчику расскажем все, что мы знаем про осень. В этом нам поможет наша помощница-таблица.

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Звучит тихая, спокойная музыка. Педагог вносит в группу свечу, ставит на стол.

Педагог. Пламя свечи — это символ тепла, любви и добра, и вот я вам передаю тепло, любовь, добро. Посмотрите на пламя свечи.

Пауза.

Педагог. Сейчас ручки положим на коленки и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались. (слушали музыку, придумали ласковые слова зайчику. Составляли рассказы о зайце и о волке, играли в игру «Зайцы и волк». Придумывали начало и конец рассказа и целый рассказ по мнемотаблице)

Вы чудесно отдохнули, а сейчас занятие закончилось. У Степашки есть для вас угощение!

201
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!