Семинар-практикум «Художественно-эстетическая деятельность в ДОУ»
Семинар-практикум
«Художественно-эстетическая деятельность в ДОУ»
Цель: развитие творческого мышления педагогов при работе с детьми по направлению «художественно-эстетическое развитие».
Ход семинара-практикума
Вступительное слово.
Старший воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего саминара-практикума посвящена одному из приоритетных направлений работы нашего учреждения, художественно – эстетическому развитию. Реализация художественно-эстетического направления осуществляется как за счёт специально организованной деятельности детей и взрослого (занятия), так и в свободной деятельности. Правильно организованная творческая деятельность детей обеспечивает обстановку эмоционального благополучия, художественно-эстетическое и всестороннее развитие ребёнка, а также наполняет жизнь малыша интересным содержанием.
Художественно-эстетическое развитие – одно из важнейших средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным. Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОО — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду?
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку. Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).
Эстетика быта
Все, что окружает детей с первых лет, имеет большое влияние. Красивый, удобный интерьер, гармония цвета, стиль помещения формируют сознание малыша, откладываются в памяти. Дома или в детском саду каждый из предметов должен иметь свое место. Воспитателям нужно обращать внимание на чистоту, красоту, которую дарят цветы и картины. Попытки малышей украсить комнату самостоятельно приветствуются. Красивые вещи вокруг нужно не только научиться видеть, но и ценить, сохранять.
Оформление помещения для детей должно отвечать следующим требованиям:
- 1.Обстановка подчиняется соображениям целесообразности и практической пользы.
- 2.Поддерживается чистота, простота, гармоничное сочетание вещей, обстановки.
- 3.Цвета и свет гармонируют или создают контраст, необходимый для выделения, подчеркивания каких-либо предметов.
- 4.Компоненты интерьера составляют единый ансамбль.
Природа – мощное средство эстетического воспитания
Имея тесный контакт с природой и ее явлениями, дети постигают гармонию. Природа сама создает красоту, на примере которой творят художники и композиторы.
Воспитатель помогает увидеть прелесть капли росы или красок заката. Главное – найти те слова, которые западут в душу ребенка. Здесь важно умело использовать примеры из художественных произведений. Экскурсии, проведенные в живописных уголках, запомнятся надолго, внесут свою лепту в воспитательный процесс.
Труд как средство эстетического воспитания
Общественная жизнь и труд родителей, знакомых – это то, с чем дети постоянно сталкиваются. Обращая внимание на труд строителей, ребята учатся у них слаженным действиям. Рассказ о работе моряков, летчиков или учителей восхищает, рождает желание подражать.
Посредством экскурсий, через игру дети накапливают чувственный опыт, сопоставляют, обобщают, учатся ценить красоту труда, благородство людских взаимоотношений, заставляют понять важность товарищества, проявлять заботу о близких.
Осмыслить преобразующую силу труда детям помогают наглядные примеры того, как из природных материалов мастера производят одежду, жилье, вкусную еду, создают более удобную среду, украшают быт.
Важным средством эстетического воспитания выступает народное искусство. Оно объединяет устный фольклор, музыкальное творчество, изобразительное искусство.
С первых лет ребенка сопровождают народные сказки, колыбельные. Эмоциональную отзывчивость углубляют музыкальные произведения. Народное искусство помогает познакомиться с традициями, особенностями быта своей нации, приобщиться к культуре.
Младший дошкольный и школьный возраст – наиболее благоприятен для восприятия народного творчества. Сила воздействия на детей станет гораздо эффективней, если они будут принимать активное участие в хороводах, играх, исполнении песен.
Загадки помогают развитию мышления, учат анализировать. Танец прививает пластичность, координацию. Сказки воспитывают, знакомят с историческим прошлым. Потешки, скороговорки, поговорки обогащают речь детей, стимулируют эмоциональность. Главное учитывать возраст детей, их способность к восприятию того или иного произведения. Художественный материал усложняется на каждом следующем возрастном этапе.
Роль декоративно-прикладного искусства
Индивидуальные и групповые занятия, где изучаются народные промыслы подводят ребят к пониманию жизненного уклада, быта народа. Воспитанники знакомятся с промыслами, традиционными изделиями, орнаментами и узорами, композицией.
Кроме знакомства с декоративно-прикладным искусством, решаются социально-эстетические задачи: ребята учатся ощущать красоту, относиться к ней бережно. У них развиваются психические процессы, которые пригодятся в дальнейшей творческой работе, являются важными не только для общего развития, но и для нравственного воспитания. Формируется гордость за свой народ, любовь к Отчизне.
Изобразительная деятельность
Включение младших детей, школьников в самостоятельную художественную деятельность – правило полноценного эстетического воспитания. Дома, в группе детского сада необходимо создавать специальные зоны, где у детей будет доступ к материалам, оборудованию для рисования. В процессе работы с мелками, карандашами малыши реализуют свои творческие задатки, которые в будущем могут перерасти в художественное творчество.
Взрослым необходимо стимулировать самостоятельные действия детей, направлять их в нужное русло, давать полезные подсказки.
Специфика занятий рисованием открывает широкие возможности для развития у воспитанников эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Постигая соразмерность, пропорциональность объектов, богатство цветовых оттенков, дети учатся видеть реально существующую красоту, у них формируются убеждения, влияющие на поведение.
Музыкальные средства эстетического воспитания
Даже простые песни, которые доступны самым младшим, глубоко художественны. Звуча на утренней зарядке, музыка заряжает бодростью, активизирует. Она используется в играх, давая общность детским переживаниям.
Первые музыкальные уроки пробуждают умение определить характер и настроение передаваемого образа, вызывают ответные реакции. Более развитая музыкальность – это умение вслушиваться, эмоционально оценивать наиболее яркие музыкальные отрезки. Развитая музыкально-слуховая культура помогает ребенку по-своему оценить музыкальный образ, представить его в пении или танце.
Разнообразные эмоциональные переживания, разбуженные музыкой, воспитывают отношение к прекрасному, рождают добрые чувства, бережное отношение к красоте в природе, всему живому.
Преемственность эстетического воспитания
Полноценное решение задач по эстетическому воспитанию осуществимо только при объединении усилий сада, школы и семьи. Ребенок не обязательно станет музыкантом или выдающимся художником, но у каждого необходимо пробуждать интерес к искусству, эстетический вкус, любовь к музыке, элементарные навыки рисования.
Воспитатели дают советы родителям о том, какие условия нужно создать дома для правильного эстетического воспитания. Не всегда родители придают должное значение эстетике быта, правильно выбирают тональность общения друг с другом и детьми. Преподаватель мягко помогает осознать необходимость чтения, прослушивания музыкальных записей.
У воспитанников дома должно быть все необходимое для проявления себя в творчестве: альбомы с карандашами и красками, развивающие игры, книги. Достижение преемственности в воспитательных вопросах между детским учреждением и семьей закладывает основу духовной культуры, обладателем которой должна стать современная молодежь.
Основное средство художественно-эстетического воспитания – предметно-развивающая среда. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать. Целевые ориентиры! (педагоги перечисляют программное «Что должен знать ребенок» для возраста своих воспитанников)
Вся работа по художественно-эстетическому направлению проходит интегрированным курсом через такие разделы программы: музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, знакомство с художественной литературой, ознакомление с природой.
Интеграция в системе художественно-эстетического воспитания очень актуальна, так как она:
способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;
учит ребенка видеть мир как единое целое, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;
повышает эффективность художественно – эстетического воспитания;
пробуждает интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке, движении.
Организация системы работы по художественно-эстетическому воспитанию реализуется через: изобразительную деятельность (НОД, самостоятельная художественная деятельность); музыкальное воспитание; театрализованную деятельность; кружковую работу; индивидуальную работу; выставки детских работ; праздники, развлечения. концерты.
А сейчас я предлагаю вам немного размяться.
«Изобразительный штурм»
Кто первый даст ответ, получает оценочную фишку.
1. Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
2. Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
3. Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.).
4. Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование предметное и сюжетное; красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа и пр.)
5. Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
6. Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки, сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
7. Назовите виды лепки в детском саду? (Лепка предметная, сюжетная и декоративная)
8. Назовите основные приемы лепки, используемые на занятиях в ДОУ. (Раскатывание, сплющивание, вытягивание, оттягивание, прищипывание, примазывание — присоединение.)
9. Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.).
Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Формирование творческой личности особенно ярко проявляется в изобразительной деятельности детей. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Их очень привлекают нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности и чем разнообразнее они, тем интереснее с ними работать.
Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения, что также приводит к положительному эмоциональному отношению к изобразительной деятельности, удовлетворению потребности детей в познании нового, интересного, активизирует творческую активность.
Рисование, лепка, аппликация и художественный труд, музыкальная деятельность — это те виды творческой деятельности, которые, способствуют познанию мира, развитию эстетического восприятия окружающего, наблюдательности, воображения, мышления, памяти и продуктивной творческой активности ребенка.