Консультация для родителей "Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность"
Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Ребенка интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Однако, детям трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между явлениями окружающей действительности. Ребенок познает мир по-своему, на эмоционально-чувственной основе, что доступно его пониманию: он учится ориентироваться в окружающем его мире, у него начинает формироваться система знаний. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослых
Познание этого мира происходит через познание человека. Эти знания должны быть преподнесены ребенку в доступной форме: человек и его жилище (дом), человек и результаты его труда (выращивание овощей, фруктов), человек и растительный мир (уход за комнатными растениями, работа на огороде и в саду), человек и животный мир (забота о животных и их значение в жизни людей).
Помогайте ребенку как можно больше узнавать, читайте, наблюдайте, обобщайте, сравнивайте от простого — к сложному.
Чтобы как можно больше получать сведений о качествах предметов, их взаимосвязях, поиграйте в игры «наоборот» (твердый – мягкий, холодный — теплый, сухой – мокрый, день – ночь, высоко – низко и т. д), о пространственных понятиях: где предмет? (на столе, в коробке, над, под, за, и т. д).
Нельзя ограничивать познавательное развитие только созерцанием, полученные впечатления и знания следует закреплять чтением сказок, рассказов, песенок, потешек, стихов.
При наблюдениях очень важно выделять характерные особенности животных. У коровы и козы – рога, а для чего они, зачем? У петушка – гребешок, а у зайчика – длинные уши. В природе всё взаимосвязано. А когда ребенок узнает, он начинает сравнивать, обобщать. А если малыш затрудняется, помогите ему разобраться в окружающем мире. Покажите, как надо ухаживать за животными, растениями. Покажите пример бережного отношения к ним. Расскажите, о том что растения живые — они растут, пьют воду, любят свет, тепло, солнце, дышат. Если ты будешь хорошо ухаживать за ними, то увидишь, как появляются новые листочки, цветы.
На огороде дети видят, как растут овощи (например – морковь растет в земле, а листики находятся на поверхности грядки). Здесь внимание ребёнка надо обратить на цвет, форму, величину овощей, вкусовые качества и обязательно можно сравнивать и обобщать, загадывать загадки и самим придумывать загадки об овощах и фруктах. Прочтите сказку «Репка» и обыграйте ее дома.
Познавательные интересы ребенка начинают формироваться с первых детских вопросов: почему? Зачем? Что это? Часто эти вопросы надоедают взрослым, и они начинают отмахиваться, но, чтобы ребенок развивался, родителям необходимо не только поддерживать, но и стимулировать интересы к новому. Нужно не только отвечать на вопросы, но и рассказывать новое, придумывать интересные ответы на вопросы, всегда быть рядом с ребенком и не скупиться на похвалу.
Особое внимание надо обратить на развитие внимания, памяти, мышления, воображения детей, так как с нарушением интеллекта все психические процессы развиты слабо. Как это сделать? Конечно же, с помощью специальных, развивающих игр. Поиграйте с ребенком, и вы увидите, как спокойная, свободная и веселая обстановка игры помогут в его развитии, а вы будете участвовать в игре на равных, незаметно обучая его.
Попробуйте в начале игры создать положительное, эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком.
Основными закономерностями развития познавательных способностей ребенка являются: сенсорные, интеллектуальные, творческие. Сенсорными принято называть способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Восприятие – первая ступень познания мира, на его основе строится память, мышление и воображение ребенка. Сенсорные способности – это эталоны цвета, формы, величины.
Можно поиграть в такие игры, как «Собери домик» (из геометрических фигур разного цвета). Сначала попросите ребенка сравнить геометрические фигуры путем наложения их друг на друга. Сравнивая, ребенок скажет, как называется фигура, какого она цвета и размера.
Очень полезна на подготовительных этапах игра «Спрячь мышку». Сделайте большие прямоугольники 4 основных цветов. В середине каждого прямоугольника вырежьте дырочку, а внизу подклейте белый лист с нарисованной на нем мышкой. Она будет выглядывать из окошка своего домика, а цветные фигуры большего размера будут дверцами. Покажите ребенку игрушечную кошку, которая собирается идти на охоту. Чтобы спрятать каждую мышку, надо закрыть окошко дверцей того же цвета, что и домик. Окошки домика должно быть разной формы, и прежде, чем закрыть его, ребенок должен подумать и найти соответствующую фигуру, но быстро, иначе кошка утащит мышонка.
Для развития интеллектуальных задач следует развивать мышление ребенка. Начиная с 3-х летнего возраста можно использовать в игре предметы-заместители, например палочка это градусник и т.д. а в 5-6 летнем возрасте выступают уже не реальные предметы, а условные обозначения геометрические фигуры, полоски различных цветов и размеров (вместо лисы – оранжевый кружок, вместо волка — серый).
В сказке «Три медведя» Михаил Потапович замещается самым большим кружком, Настасья Петровна – кружком поменьше, а Мишутка — самым маленьким. Прочитав любую сказку, вы можете отрицательный персонаж обозначить черным кружком, а положительный – белым.
Играя с детьми дома, вы можете нарисовать план комнаты, обозначив мебель геометрическими фигурами, а спрятанную игрушку — кружочком, а чтобы поддержать интерес к игре, прятать можно любимую игрушку. Постепенно можно задание усложнять. Выйдя на улицу, можно рисовать план двора, улицы, парка, в котором вы гуляете.
Кроме сенсорных и интеллектуальных способностей следует развивать еще и творческие способности, связанные с такими психическими процессами, как воображение. Здесь следует, чтобы ребенок научился наоборот видеть и выделять в нереальном предмете – реальный (в красном кружочке, например, видеть яблочко, помидор, мяч, цветок и т. д).
Еще можно усложнять задание: дорисовать любой предмет, чтобы он мог увидеть и убедиться, что было, а что можно еще с помощью воображения создать любой предмет.
Эти творческие задания воспитывают в ребенке эмоциональную сторону жизни и позволяют видеть за каждым действием его определенный этап развития.