Использование макетирования для ознакомления дошкольников с историей и культурой родного города
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с историей и культурой родного города. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств.
Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В процессе социокультурного развития ребенок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил. Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.), которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социально-культурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки), адаптироваться в социально-культурной среде.
В процессе формирования социокультурных норм можно выделить:
— познавательный компонент – знания и представления о культуре народа, социального окружения, норм и ценностей, принятых в окружающем человека обществе, о культурных ценностях России и других стран;
— мотивационный компонент как интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой, усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности;
— коммуникативный компонент как умение общаться, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, навыки культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.
Одним из наиболее эффективных методов формирования социокультурных норм является технология макетирования.
Этот метод призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, подтолкнуть их к диалогу. Изготовление макета и игра с ним является одним из любимейших занятий дошкольников.
Макетирование – это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие различных игровых ситуаций в соответствии с замыслом ребенка.
Макет — это модель, представляющая собой уменьшенный объект.
Метод макетирования мы применяем для замещения реальных предметов и объектов в виде макетов, дополняя их схематическими изображениями, знаками, символами.
Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты.
Макет создается либо самостоятельно детьми, либо в совместной деятельности с педагогом с родителями и позволяет:
— развивать пространственное воображение,
— воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия,
— помогает воспроизводить существенные свойства изучаемого объекта, создание его заместителя и работы (игры) с ним,
— способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.
— развивать математические представления. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
— создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет стадиона «Мордовия Арена» предполагает интеграцию следующих областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Физическое развитие».
Классификация макетов (Н. А. Короткова):
Макеты-модели — представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов.
Макеты-карты — отображают определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Улицы города», ландшафтный макет — обобщенное «природное» пространство).
«Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.
«Универсальный» макет, то есть тематически многозначный маркер игрового пространства.
Макет может быть:
Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы)
Настольным (размер ограничивается размером стола или его части)
Таким образом, макетирование позволяет использовать нам потенциал социокультурного пространства города в развитии современного дошкольника.
Макетирование — способствует закреплению представлений об архитектурных образах и исторических объектах родного города, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников чувство гордости за наш город, любовь и привязанность к малой Родине. Отмечено, что дети – дошкольники начали с гордостью и уважением относиться к результату совместного труда. Родители приобрели опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада. Работа по созданию макетов увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравиться родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.