Мастер-класс «Мир числа в цветных палочках Кюизенера»

Уважаемые коллеги!

«На своем мастер-классе я хочу познакомить вас с системой работы с цветными числами и продемонстрировать некоторые приемы применения палочек Кюизенера в работе с детьми, а также предоставлю вам возможность самостоятельно проиграть с этими пособиями. Для того чтобы скорректировать нашу работу ответьте на вопросы:

Какие ассоциации возникают, когда говорят – палочки Кюизенера?»

В вашей группе есть наборы палочек Кюизенера, пособия к ним?

Используете на занятиях?

Используете при организации самостоятельной деятельности?

Существуют ли сложности в использовании палочек?

СЛАЙД 2.

Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое.

Одной из универсальных технологий развития у детей математических способностей является технология бельгийского математика, учителя начальной школы Джорджа Кюизенера (1891-1976), который разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа» или палочки Кюизенера.

СЛАЙД 3.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

С математической точки зрения палочки это множество. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации.

Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются в пред математической подготовке, но находят своё применения и в другом – экспериментировании (в качестве объекта экспериментирования или средства измерения), в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек), в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя).

СЛАЙД 4.

Игровые задачи палочек:

Знакомство с понятием – цвет (различать цвет, классифицировать по цвету);

Знакомство с понятием – величина (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

Знакомство с последовательностью чисел натурального ряда;

Освоение прямого и обратного счёта;

Знакомство с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);

Помощь в овладении арифметическими действиями сложения и вычитания;

Развивать умение делить целое на части и измерять объекты;

Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Развивать логическое мышление. Внимание, память;

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

СЛАЙД 5.

Что же представляют собой «цветные палочки»? Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки — призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.

Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 «синюю семью».

«Семейство желтых» составляют 5 и 10

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине.

Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум,

«семейство синих» состоит из чисел, кратных трем;

числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета.

Кубик белого цвета («семейство белых») целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

По уровню сложности упражнения с палочками Кюизенера нужно разделить на два этапа.

СЛАЙД 6,7

На I этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки подобное.

Постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число.

Слайд 8,9,10

II этап – математический. Дети в буквальном смысле учатся чувствовать числа, то есть обучение проходит не через абстрактные понятия, а через практику. Работа со старшими детьми уже базируется на математических принципах – познакомить с принципом окраски палочек, соотношением цвет-длина-число, далее переходим к цифрам. Сравнивая палочки на глаз, приложением, выкладывая лесенки, ребенок понимает основные математические закономерности, учится прямому и обратному счету, начинает сравнивать числа, оперировать понятиями «больше и насколько больше», осваивает состав числа, выкладывает многоцветные композиции и узоры. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Практическая работа или давайте поиграем

Сегодня я покажу, как материал работает по теме состав числа.

Предлагаю желающим взять палочки и познакомиться с принципом работы дидактического материала по теме состав числа

Откройте коробки и рассмотрите ее содержимое. Что вы видите?

Да это разноцветные палочки. Чем эти палочки сходны (они одинаковой формы), а чем эти палочки отличаются (цветом, длиной).

Каждая палочка, это условная мерка и соответствует определенному числу. Найдите белую палочку, она соответствует числу 1,

розовая – числу 2,

голубая – числу 3,

красная — 4,

Давайте с Вами посчитаем (прямой порядковый счет от одного до четырех). Отлично, молодцы найдите цветную палочку соответствующую числу 4(красная) положите ее на Ваш белый лист над точкой. А сейчас скажите, какое число стоит после числа 4, да это число 5. Мы с Вами знаем, что каждое последующее число больше предыдущего на один. Сейчас положите над желтой палочкой белую, сколько получилось -5. Найдите палочку сходную по высоте этим 2 палочкам, какой палочку вы взяли?( желтую). Это мерка соответствует числу 5. А сейчас предлагаю составить число 5 другими способами из 2х меньших чисел. Выкладывать палочки надо слева на право. Какие палочки Вы взяли, хорошо молодцы, значит 5 это 4 и 1, 1 и 4, 3 и 2, 2и 3, 1 1 1 1 и еще 1. А как мы проверим? Правильно мы с вами выполнили задание, каким методом (приложения). Молодцы спасибо за работу.

Это классический способ получения состава числа. Палочки Кюизинера как я уже сказала многофункциональное пособие, поэтому существуют и другие способы состава чисел из нескольких палочек. Освоение состава чисел сопровождается упражнениями, как в сложении, так и в вычитании. Например, составили число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется. Дети, освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, начинают осуществлять их в уме (в 5-блет).

Возьмите цветные палочки и выложите лесенку, скажите, пожалуйста, почему фиолетовая и оранжевая палочки входят сразу в две семьи?

Переход через десяток.

На многих языках числа второго десятка звучат одинаково: пять на дцать. Берем Десять (дцать) и кладем на него один, получается одиннадцать. Кладем пять -получается пятнадцать.

Обезьянки (развитие связной речи)

Сядьте друг к другу спина к спине. Возьмите оранжевую, пару голубых, одну белую и две желтые палочки. Теперь договоритесь, что один из вас выкладывает из палочек узор, а другой должен не глядя на результат труда первого, следуя указаниям, собрать такую же картинку.

Палочки легко вписываются сейчас в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Раннее интеллектуальное развитие – залог успеха в жизни. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая его, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите – играя!

Наша встреча подошла к концу. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Вам это было знакомо?

Соответствуют первоначальные знания новым?

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было?

Пригодится ли вам в работе?

Какое впечатление вы получили на мастер-классе?

Будете ли использовать в работе?

Что осталось непонятным?

Что реально можно применить?

Благодарю за внимание!

Литература:

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – форма –количество. – М.: Просвещение, 1984.

2. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение. 1991.

3. Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизенера? М. «Издательство «Гном и Д», 2006.

4Математика от трёх до шести: учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов/Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе.- СПб.: «Акцидент», 1996.

5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи задачи для дошкольников. – М.: Просвещение,1990.

99
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!