«Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников»
В соответствии с ФГОС ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников занимает формирование основ здорового образа жизни. В современном мире все больше возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается непрерывный рост общего уровня заболеваемости среди дошкольников. На это влияют множество негативных явлений современной жизни: непростые социально-экономические условия, плохая экология, низкий уровень развития института брака и семьи; массовое распространение курения, алкоголизма, наркомании; слабая система здравоохранения и воспитательная база семьи. Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни является в современном обществе актуальной, так как от уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом.
В жизни ребенка наблюдаются несколько критических периодов. К одному из них относится дошкольный возраст. В течение всего дошкольного периода происходит формирование высшей нервной деятельности, нарастание силы и подвижности нервных процессов. Быстрой истощаемостью отличаются нервные процессы. С ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций связано эмоциональное перенапряжение. Именно в этом возрасте не случайно родители и педагоги сталкиваются с такими негативными проявлениями в поведении детей, как повышенная раздражительность, смена настроения, плаксивость, невнимательность при выполнении заданий, психомоторная возбудимость, быстрая утомляемость. У детей могут проявляться следующие реакции: они крутят волосы, ногти грызут, не засыпают длительное время, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).
Кроме того, этот возрастной период — это возможность проявления и формирования хронических соматических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, в основном у часто болеющих детей и предрасположенных к различным хроническим заболеваниям.Но даже здоровый ребенок нуждается в заботе и участии со стороны взрослых. Это связано с тем, что на протяжении дошкольного периода формируется здоровье ребенка.
Отношение ребенка к своему здоровью зависит от сформированности этого понятия в его сознании. Для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста можно выделить следующие возрастные предпосылки:
- активное развитие психических процессов;
- появляются положительные изменения в физическом развитии; дети стараются демонстрировать и сохраняют правильную осанку;
- старшие дошкольники самостоятельно владеют навыками самообслуживания, выполняют бытовые поручения, прилагают волевые усилия в проявлении физической активности, для достижения поставленной цели в игре.
На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.
Каждый возрастной период определяется своими особенностями, которые необходимо учитывать в работе по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но еще не могут дать самую элементарную характеристику здоровью. Поэтому никакого отношения к здоровью у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у ребят представление о здоровье формируется как о «не болезни». Дошкольники рассказывают, как они болели, у детей на основании своего опыта проявляется негативное отношение к болезни. Но они еще не могут объяснить, что значит чувствовать себя здоровым и «быть здоровым». Отсюда появляется отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В понимании дошкольников не болеть— значит быть здоровым. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, что нужно не есть на улице мороженого, не простужаться, не пить холодных напитков, не мочить ноги и т.д. Из всех ответов следует, что средние дошкольники начинают осознавать угрозы здоровью от своих собственных действий (есть мороженое, мочить ноги и т.д.), а также со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк).
В старшем дошкольном возрасте, личный опыт детей возрастает, существенно меняется отношение к здоровью. При всем этом наблюдается смешение понятий «здоровый» — как «хороший, большой, сильный» и «здоровый» — как не больной. Ребята, как и раньше, соотносят здоровье с болезнью, но уже отчетливее определяют угрозы здоровью как от собственных действии («нельзя брать еду грязными руками», «нельзя есть грязные фрукты» и пр.), так и от проявлений внешней среды. При определенной воспитательной работе понятие «здоровье» дети соотносят с выполнением правил гигиены.
Старшие дошкольники начинают на первое место ставить физическую составляющую, соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья. В этом возрасте дети начинают выделять психические и социальные компоненты здоровья («там все громко кричали, шумели, поэтому у меня заболела голова»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, отношение к здоровью у старших дошкольников остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке необходимых знаний у детей о способах сохранения здоровья, а также неосознании опасностей нездорового поведения человека. В ряде случаев нездоровое поведение приносит удовольствие (как приятно выпить целую бутылку охлажденного лимонада, съесть холодное мороженое, поваляться подольше в постели, пробежать по луже и т.п.), а долговременные негативные последствия этих поступков кажутся детям далекими и маловероятными.
Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. Отношение детей к своему здоровью существенно меняется при целенаправленном обучении, воспитании, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятиями физкультурой. Основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни становится сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности (на доступном пониманию детей уровне).
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы система физического воспитания, специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – укрепление здоровья, создание бодрого настроения у детей, развитие сноровки, физической силы. Утренняя гимнастика и занятия физической культурой сопровождаются музыкой, что положительно влияет на эмоциональную сферу дошкольников, способствует, формированию у детей представления о здоровом образе жизни.
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни также оказывают подвижные игры. Игры проводятся в группах, на занятиях, во время прогулок, в свободной деятельности. Игры с младшими дошкольниками организует воспитатель, старшие дошкольники подвижные игры чаще всего организуют сами.
Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
С детьми дошкольного возраста проводится не только утренняя зарядка, но и физкультурные занятия, цель которых – обучать ребят правильному выполнению упражнений, различных движений, которые направлены на повышение самостоятельной двигательной активности и развитие координации тела. Такие занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой.
Во время прогулок осуществляется развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников. В детском саду имеются оборудованные участки, где на прогулке дети проводят время. Воспитатель для прогулки планирует наблюдения, подвижные игры, эстафеты, соревнования, сбор природного материала, труд на участке и т.д.
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в методических письмах и специальных инструкциях для дошкольных работников. В детском саду регулярно проводятся профилактические мероприятия для укрепления здоровья детей, осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья дошкольников.
Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях дошкольных учреждений осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.