Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности
Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями. Почти каждое третье ДТП происходит по вине самих несовершеннолетних. Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях резко возрастает. Поэтому необходимо учить дошкольников правилам безопасного поведения на дороге и сделать это лучше заранее, чтобы к школе у них уже были сформированы навыки.
В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2013 года № 1151 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в перечне образовательных областей обозначена область «Социально-коммуникативное развитие», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Иногда даже взрослый человек не обладает необходимыми навыками, чтобы защитить себя от дорожных неприятностей. А дети берут пример со взрослых, перенимая от своих родителей, старших друзей, случайных прохожих опасные привычки.
Задача педагогов и родителей — воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Всё изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественно новый подход к формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения. Необходимо создать такие условия для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, которые позволяют стимулировать детей к сознательному изучению правил дорожного движения, опираясь на опыт ответственного поведения и социальную активность взрослых.
В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Использование инновационных педагогических технологий, в первую очередь практико-ориентированных, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Одной из наиболее эффективных и целесообразных форм признана организация проектной деятельности дошкольников.
Проектная деятельность — это комплекс взаимосвязанных действий, организованных взрослым, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным практическим результатом.
Для успешной реализации проекта использовались разнообразные формы организации деятельности, была разработана система работы по ознакомлению детей с правилами по ПДД. Создана необходимая развивающая предметно — пространственная среда в соответствии с ФГОС. В групповых комнатах оформлены «Центры безопасности дорожного движения». Педагоги подбирали увлекательные, занимательные игры, требующие решения различных ситуаций. Были разработаны циклы НОД, где дети повторяли и расширяли знания о дорожных знаках, а затем через художественное творчество закрепляли пройденный материал. Полученные детьми знания закрепляли во время проведения всевозможных мероприятий: игр, викторин, конкурсов рисунков, чтения художественной литературы, наблюдений, бесед, экскурсий, просмотров видеофильмов. А также во время создания карт безопасных маршрутов от дома до детского сада, обсуждения и решения проблемных ситуаций на дороге.
Педагоги также использовали в работе подборку стихотворений, поговорок, загадок. Дети составляли сказки и рассказы о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте самостоятельно. Демонстрировали детям обучающие мультфильмы, применяли в работе с загадки и ребусы.
В процессе обучения ПДД значительное место отводилось практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети изучали и закрепляли правила для пешеходов. Познавательны и интересны для детей экскурсии по городу, к перекрёстку, светофору, пешеходному переходу. Перед экскурсиями и поездками обязательно повторяли правила дорожного движения и поведения в транспорте. Таким образом, у детей накапливался опыт движения по улице, обогащался их словарный запас, повышался уровень пространственной ориентировки.
Для того чтобы целевые прогулки стали более безопасными, педагоги использовали моделирование (перенос знаний в жизненную ситуацию). Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, мы предлагали детям вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут, назначали детей, которые поведут всю группу по назначенному маршруту.
Традицией стала организация различных выставок. Так в группах была организована выставка детских рисунков. Участниками выставки стали дети и их родители, которые проявили творчество в рисовании на заданную тему. Ребята, приходя на выставку рисунков, не только любовались детскими работами, но и закрепляли правила дорожного движения на дороге.
Во время работы над проектом в детском саду проводилась и такая форма работы, как встреча с интересными людьми. Мы приглашали в гости родителей воспитанников, инспектора ГИБДД, встречи с которыми были очень интересны и познавательны для ребят. Ребятам очень нравились такие встречи, им всегда не хотелось расставаться с гостями. Восторг детей, море положительных эмоций, а самое главное, такие необходимые детям навыки безопасного поведения на дороге — вот основной результат подобных мероприятий.
После встречи с инспектором ГИБДД, в группе была организована акция «Подари ребёнку безопасность», которая была направлена на привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения безопасности юных пассажиров в личном и общественном транспорте. В ходе данной акции родителям были предложены рекомендации о том, как правильно выбрать автокресло для ребёнка.
Во время работы над проектом педагоги использовали различные формы взаимодействия и работы с родителями:
— родительские собрания;
— беседы;
— консультации через папку-передвижку;
— выпускали памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям;
— проводили анкетирование родителей.
— проводили конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах.
Литература:
1.Авдеева И. И., Князева О. Л., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.-М.: «Издательство АСТ — ЛТД», 1997 г. — 214с.
2.Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / Развитие личности./2000.№ 1. С. 24–36.
3.Вдовиченко Л. А., Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. — СПб.: «Детство-Пресс», 2008. — 96с.
4.Майорова Ф. С., Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. — М.:«Скрипторий 2003», 2005 г. — 88с.
5.Саулина Т. Ф., Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М.: «Мозаика-Синтез», 2008. — 112 с.
6.Скоролупова О. А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». — М.: «Скрипторий 2003», 2004. — 80 с.
7.Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах движения. Пособие для воспитателя детского сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: «Просвещение», 1978. — 63 с.