Методическое пособие

Тип статьи:
Авторская


Дидактические игры и упражнения по нравственно -патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Мир вокруг нас»

Дидактическая игра «Кто в какой стране живет»

Цель игры. Формировать понимание, что на свете много разных стран.

Закрепить их названия, населения этих стран.

Игровой материал: макеты государственных флагов (национальных флагов) стран мира.

Правила игры.

Педагог предлагает вспомнить жителей разных стран, задает вопрос, а дети отвечают. На наборном полотне выставляется картинка с изображением ребенка, который держит в руках соответствующий национальный флаг.

Педагог:

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Белоруссии? — Белорусы...

Дидактическая игра «Кто, откуда приехал»

Цель игры. Формировать у детей представления о мире, разных странах

Игровой материал: Карта, карточки для каждого ребенка с изображением кукол в национальных костюмах.

Правила игры

Педагог показывает карточку с изображением «куклы в национальном костюме», а дети определяют, кто, откуда приехал.

Тема: «Разноцветные люди»

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Цель игры. Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, составлять высказывание; уважительное отношение детей к людям разных национальностей.

Правила игры.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

(Наш город (республика) называется… Жителей нашего города называют… В Мордовии проживают мордва, …),

Дидактическая игра «Рассели гостей в городе Саранске»

Цель игры. Формировать у детей знания об архитектурных зданиях нашего города; развивать умение ориентироваться в пространстве; закрепить умение пользоваться таблицей, умение находить столбики и строчки; закрепить порядковый счет от 1 до 9; развивать умение соотносить часть изображения с целым; развивать связную речь и речь – доказательство; развивать внимание, память; воспитывать интерес к родному краю.

Игровой материал. Карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.

Правила игры. Педагог говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Нужно назвать, откуда они приехали (из какой страны) и разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Дети должны посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.

Тема: «Наша страна — Россия»

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель игры. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети и педагог стоят в кругу. Педагог называет слово по теме «Наша Родина — Россия», например, «Сторона», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ласково: «сторонушка», и возвращает его педагогу. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.

Город — городок, деревня-деревенька, река-речка, озеро-озерцо, родник-родничок, лес-лесок, гора-горушка, поле-полюшко, земля-земелька (землица), болото-болотце.

Дидактическая игра «Чего много в России?»

Цель игры. Учить образовывать существительные во множественном числе, Р. П., отвечать полным ответом.

Игровой материал. Флаг России.

Правила. Педагог дает флажок ребенку испрашивает, например, «Чего много в России?», просит ответить полным предложением: «В России много …».

(городов, сел, деревень, рек, морей, лесов, гор, полей, полезных ископаемых, знаменитых людей, традиций, обычаев т.п.)

Дидактическая игра «Слова украшения для России»

Цель игры. Обогатить словарь детей словами-признаками по теме «Наша Родина — Россия».

Правила игры. Педагог спрашивает, Россия какая ...? Дети подбирают слова- признаки к слову «Россия». (Огромная, богатая, могучая, сильная, справедливая, родная, известная, современная, великая, красивая, бескрайняя)

Дидактическая игра «Иностранец»

Цель игры. Закрепить знания детей о России, ее столице.

Игровой материал. Атрибуты: фотоаппарат, очки, яркая одежда туриста, дорожная сумка), наглядное пособие «Россия-Родина моя».

Правила игры. Педагог предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придет иностранец, который ничего не знает о нашей… (стране, столице).

Дети должны рассказать иностранцу самое главное. В роли иностранца выступает приглашенное лицо, незнакомое детям (например, педагог из другой группы). «Иностранец» с помощью наводящих вопросов, демонстрационных картин побуждает детей рассказывать:

О России: название нашей страны, столицы, особенности климата, растительного и животного мира, символическое значение цветов флага и герба, знаменитые россияне.

О Москве: что такое столица, как называется столица России, чем она знаменита?

В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ.

Тема: «Как жили славяне (мордва)»

Дидактическая игра «Русские богатыри»

Цель игры. Закрепить представления о жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

Игровой материал. Карта с портретами богатырей под цифрами, цифры на столах для каждого ребенка.

Правилаигры.

Педагог просит послушать о ком идет речь, и поднять нужную цифру.
Вопросы:
1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)
2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (4) (Садко)
3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (5) (Святогор)
4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1)
(Вольга Всеславьевич)

5. Какому богатырю передал Святогор свой меч – кладенец? (3) (Илья Муромец) (6,7)

Дидактическая игра «С кем сражались богатыри»

Цель игры. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

Игровой материал. Карта (вложена в файл А3), маркеры на каждого участника игры.

Правила игры. В игре участвствует 2 команды: у каждой команды карта маркеры.
Дети должны стрелками соединить богатырей с героями (Змей Горыныч, Соловей разбойник, Тугарин Змей) с которыми они бились. Получается игра многоразового использования.

Дидактическая игра «Путешествие из прошлого в настоящее»

Цель игры. Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Саранск, о внешнем виде зданий;упражнять детей в умении выделять и называть наибольшее количество отличительных признаков во внешнем виде зданий.

Игровой материал. Карточки, на которых изображены здания города Саранск в старом и современном виде, фишки.

Правилаигры. 1 вариант:

В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города. За правильный ответ ведущий выдает фишку.

2 вариант:

Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Цель игры. Развивать интерес к истории России.

Игровой материал. Предметные картинки по теме.

Правила. Педагог говорит предложение, а дети должны его закончить.

Это куколка Акулька,

У нее кроватка – (люлька)

В печку слазить очень рад,

А зовут его (ухват).

У нее доска и палка-

Это бабушкина (прялка).

Кашу варит всем дружок

Круглобокий (чугунок).

Дидактическая игра «Найди отличия»

Цель игры. развивать умение сравнивать характерные особенности

старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Игровой материал. Предметные картинки по теме.

Правила игры. Педагог предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.

Дидактическая игра «Утварь»

Цель игры. Закрепить знания детей о старинной утвари.

Игровой материал. фотографии старинной утвари, “мозаика” этих же фотографий.

Правила игры. Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии старинной утвари и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики старинную утварь.

Тема: «Государственные символы России (Мордовии) – фаг, герб, гимн»

«Узнай Российский флаг (герб)»

Цель игры. Закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.

Игровой материал. Государственный флаг (герб) России и других стран.

Правила игры. Педагог предлагает детям рассмотреть государственный флаг России, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10).

Педагог предлагает детям найти российский флаг.

Затем предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага России. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

Дидактическая игра «Герб города»

Цель игры.Закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Игровой материал.Шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.

Правила игры.

1 вариант. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

2 вариант. Ведущий называет города Мордовии, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба

Дидактическая игра «Почини флаг, герб»

Цель игры. Закрепить детей с российским гербом, флагом

Игровой материал.Карточки с недостающей части флага (герба) республики Мордовия, России.

Правила игры. Детям предлагаются карточки, где недостает части флага (герба) и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Тема: «Города России. Столица России»

Дидактическая игра «Я знаю города»

Цель игры. Закрепить знания детей о городах России.

Игровой материал.Мяч.

Правила игры. Дети становятся в круг. Педагог говорит: «Я знаю 5 названий городов России» и называет их. Затем спрашивает детей: «Какие ещё вы знаете города нашей великой страны?», бросает мяч ребенку, тот называет город и передает мяч следующему… (Санкт-Петербург, Великий Новгород, Нижний Новгород, Владимир, Псков, Казань,..)

Дидактическая игра «Знатоки»

Цель игры. Закрепить и систематизировать знания детей о городах России, развивать зрительное внимание, память и воображение.

Игровой материал. Разрезные картинки с видами городов России, фишки.

Правила игры. Педагог делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать город и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «Отгадай загадки о Саранске (Москве)»

Цель игры. Закрепить знания о достопримечательностях города, развивать память, воображение, фантазию.

Игровой материал. Карта-схема города.

Правила игры. Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.

Дидактическая игра «Заколдованный город»

Цель игры. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Игровой материал. Альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Правила игры.Перед началом игры педагог проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Затем предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

Дидактическая игра «Так бывает»

Цель игры. Формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.

Правила игры.Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный Саранск (город зимой); сиреневый Саранск (город весной, когда цветет сирень); веселый Саранск (город в праздник); мокрый Саранск (город во время дождя) и т. д.

Дидактическая игра «Ответь, чего много в Москве?»

Цель игры. Учить образовывать существительные во множественном числе, Р. П., отвечать полным ответом.

Игровой материал. Флаг России.

Правила игры. Педагог дает флажок ребенку и спрашивает, например, «Чего много в Москве?», просит ответить полным предложением: «В Москве много …» (Площадей, округов, улиц, проспектов, аллей, бульваров, театров, памятников, соборов, храмов, цирков, зоопарков, парков отдыха, учебных заведений, магазинов, заводов, фабрик и т.п.)

Дидактическая игра «Скажи, какой город Москва»

Цель игры. Обогатить словарь детей словами-признаками по теме «Наша Родина — Россия».

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети встают в круг. Педагог объясняет правила игры: «Дети, представьте, что вы все знаете о Москве. Турист хочет узнать, какой это город и спрашивает вас, например, «Москва – столица и управляет им глава России, значит он какой?», вы подбираете слово- признак … главный.

— Если город возник давно, про него можно сказать, что ондревнейший, старейший

— В городе много красивых мест, значит он какой? –красивый

-В городе проживают люди разных национальностей, значит он – многонациональный

— Город Москва по размеру, какой?– большой, крупный

— В городе много современных зданий и сооружений, значит он, какой?– современный.

— В городе следят за чистотой, значит он какой?– чистый

— В нем уютно, значит он какой? –уютный

— Здесь много интересных мест, город с интересной историей, значит он какой?– интересный

— В городе много спортивных объектов, горожане (жители города) занимаются спортом, значит город какой?– спортивный

— Город известен своими достопримечательностями, значит он какой? –известный

В городе развита промышленность, значит он какой? — промышленный

Тема: «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России»

Дидактическая игра «Я не должен…»

Цель игры. Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Совершенствовать знания детей о социальных нормах

Игровой материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок — ребенок; ребенок – окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Правила игры. Детям предлагается выбрать из числа сюжетных картинок те, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, а затем объясните свой выбор.

Дидактическая игра «Я умею»

Цель игры. Закрепить представление детей о праве на жизнь.

Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я

умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по

отношению к близким.

Дидактическая игра «Я имею право…»

Цель игры. — закреплять знания детей о правах ребёнка согласно с

Конвенцией ООН;

Игровой материал. набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

Правила игры. дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…» (шаблон может быть выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

Дидактическая игра «Наши права»

Цель игры. углубить знания детей о своих правах на труд, на отдых, игру, учебу через предметные и сюжетные картинки

Игровой материал. Маленькие карточки с различными предметами, отражающими труд, отдых, игру, учебу; * сюжетные картинки, отражающие права детей на труд, отдых, игру, учебу

Правила игры. Проводит игру воспитатель. Маленькие карточки раздаются детямВоспитатель уточняет знания детей о правах через сюжетные картинки, затем спрашивает, у кого карточка подходит к той или иной сюжетной картинке (картинки лежат перед детьми). Дети по очереди кладут свои карточки рядом с сюжетной картинкой (или на сюжетную картинку). Например: сюжетная картинка «Дети трудятся» — рядом выкладываются маленькие карточки: ведро, совок, лейка, молоток и т. д. Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки. Играть могут от 2 до 4 человек.

Дидактическая игра «Как растет имя?»

Цель игры. Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Совершенствовать знания детей о социальных нормах

Игровой материал. Фотографии воспитателя в разном возрасте.

Правила игры. Воспитатель демонстрирует свои детские фотографии и рассказывает: Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Иринка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Ирина. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Иринка. Мои дети зовут меня «мама». Друзья зовут Ириной. А в детском саду я для всех Ирина Петровна. Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

Дидактическая игра «Кто права нарушил?»

Цель игры. Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Игровой материал. Иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.

Правила игры. около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.

Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»

Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).

Кто нарушает это право?

Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Сказка «Гуси-лебеди»

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).

Кощей Бессмертный

Какие права он нарушил, и в каких сказках?

Баба Яга

Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.

Тема: «Новогодний праздник»

Дидактическая игра «Праздники»

Цель игры. Расширить представления детей об основных праздниках России; развивать логику и мышление.

Игровой материал. Наглядное пособие «Россия – Родина моя» (Праздники России); 12 карточек: 4 с видом праздников и по 2 карточки — с основными атрибутами к ним

Правила игры. На столе у детей лежат карточки. Дети внимательно смотрят и подбирают соответствующие друг другу картинки.

Выигрывает тот, кто первым осуществить подбор соответствующих карточек. В игре могут участвовать два игрока и более.

Дидактическое упражнение «Один – много»

Цель. Учить детей образовывать множественное число имен существительных именительного и родительного падежей.

Игровой материал. «Снежок».

Правила игры. Педагог называет любое «новогоднее» слово, бросает «снежок» кому-то из детей и просит изменить его по образцу. Ребенок ловит «снежок», называет это слово во множественном числе И. п. и со словом «много» в Р. п.

***

Праздник – праздники – праздников; Дед Мороз –Деды Морозы – много Дедов Морозов; Снегурочка – Снегурочки – много Снегурочек; Снеговик – снеговики – много снеговиков; Елка – елки – елок; Сюрприз – сюрпризы – много сюрпризов; Подарок – подарки – подарков; Посох – посохи – посохов;

Хоровод – хороводы – хороводов; Песня – песни – много песен; Стих – стихи – много стихов; Открытка – открытки – открыток; Хлопушка – хлопушки – много хлопушек; Конфетти – конфетти – много конфетти; Гирлянда – гирлянды – много гирлянд; Мишура – мишуры – много мишуры; Бусы – бусы – много бус; Серпантин — серпантины – много серпантинов; Звезда – звезды – звезд; Бенгальский огонь – бенгальские огни – много бенгальских огней; Карнавал – карнавалы – карнавалов; Бал -маскарад – бал-маскарады – бал-маскарадов; Костюм – костюмы – костюмов; Мешок – мешки — мешков; Маска –маски – масок.

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Цель. Учить детей правильно образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа.

Игровой материал. «Снежок».

Правила игры. Дети и педагог стоят в кругу. Педагог называет елочное украшение, например, «Елочный шар», и бросает «снежок» кому-то из детей. Ребенок ловит «снежок», называет это украшение ласково: «Елочный шарик», и возвращает его педагогу. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.

***

Елочный шар (колокольчик, снеговик, дождь, дом и т. п.) — елочный шарик, …

Елочная звезда (гирлянда, мишура, шишка, сосулька и т. п.) — елочная звездочка, …

Дидактическая игра «Посчитай»

Цель игры. Учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять.

Игровой материал. Предметные картинки «Новогодние игрушки», карточку с цифрами (1-2, 1-3, 2-5...).

Правила игры. Педагог выставляет на доску пары картинок с изображениями новогодних игрушек и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На зеленую пушистую елочку я повешу одну хлопушку и два шарика».

Дидактическая игра «Чьи игрушки!»

Цель игры. Учить детей правильному согласованию имен существительных с личными местоимениямимой, моя, мои.

Игровой материал. Предметные картинки: «новогодние игрушки», елочные украшения.

Правила игры. Педагог раздает детям по две картинки с изображениями различных игрушек и елочных украшений, просит детей запомнить их. После этого все картинки выставляются парами на доску. Педагог поочередно показывает на пары картинок, обращается к детям и просит их назвать свои игрушки. Например,

Это моя хлопушка и мой красный елочный шарик.

Дидактическая игра «Закончи фразу»

Цель игры. Учить детей внимательно слушать педагога, осмысливая суть события, устанавливая причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.

Правила игры. Педагог читает детям предложения по своему выбору. Дети за­канчивают их:

Дети приготовили новогодние костюмы, потому что...

Все дети и взрослые любят Новый год, потому что...

Мальчик получил ожог бенгальским огнем, потому что...

На новогоднем празднике загорелась елка, потому что...

Новогодняя игрушка разбилась, потому что...

На новый год принято украшать елку, потому что...

Дети ждут прихода на праздник Деда Мороза и Снегурочки, потому что...

Новый год волшебный праздник, потому что...

Накануне Нового года горожане спешат на площадь к главной елке, потому что...

Дидактическая игра «Про кого так говорят?»

Цель игры. Учить детей узнавать предмет по признаку, согласовывать прилагательные с существительными.

Правила игры.Педагог предлагает детям взятьсо стола картинки и положить их перед собой. Затем называет слова-признаки, а дети отгадывают, про что так говорят (подсказка — картинки).

– Снежная, широкая … (Снежная, широкая дорога.)

− Румяный, щедрый … (Румяный, щедрый Дед Мороз.)

– Блестящий, холодный … (Блестящий, холодный лед.)

– Пушистый, мягкий … (Пушистый, мягкий снег.)

— Легкие, кружевные … (Легкие, кружевные снежинки.)

− Стройная, нарядная … (Стройная, нарядная ёлка.)

— Новогодний, шумный … (Новогодний, шумный хоровод.)

— Красивая, заводная … (Красивая, заводная Снегурочка.)

— Веселый, добрый … (Веселый, добрый Снеговик.)

Дидактическая игра: «Расскажи про зиму»

Цель игры. Закрепить признаки зимы. Упражнять детей в составлении описательного рассказа о зиме, связно, в логической последовательности, используя прием мнемотехники. Развивать мыслительные процессы. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь.

Игровой материал. Модель елки, шаров с картинным планом.
Правила игры. Выберите и повесьте на елку шары, на которых изображена зима.

Дети вешают шарик на елку и рассказывают о зиме.

− Зимой солнце светит редко и не греет.

− Земля покрыта снегом, реки покрыты льдом.

− Зимой деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках.

− Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах. Заяц и белка поменяли мех. Заяц зимой белый, а белка серая.

− Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки.

− Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки. Зимой дети катаются на санках, на лыжах, на коньках.

Тема: «Знаменитые россияне (мордвины)»

Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»

Цель игры. Закрепить знания детей о знаменитых людях России (Мордовии), развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.
Правила игры. Педагог предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Примеры утверждений:

Город Саранск больше, чем город Москва.

А.С. Пушкин — композитор.

П.И. Чайковский – поэт.

Степан Эрзя – скульптор

Н. Кошелева – певица. И т. д.

Дидактическая игра «Слава Земли Русской»

Цель игры. Закрепить представления детей о великих соотечественниках: художниках, полководцах, композиторах, детских поэтах, святых защитниках земли русской, об их достижениях.

Игровой материал.Альбом «Слава Земли Русской», карточки с символами без цветного фона, кубик с точками на гранях, определяющий очередность, фишки.

Правила игры. В игре участвуют от одного до пяти человек.

Ведущий раскладывает на столе 5 карточек без фона размером (7 на 9 см).

Дети по очереди листают книгу, определяя, в соответствии с символами, чем занимался человек, портрет которого находится на странице книги.

Если ответ правильный, фон выбранного сектора и фон, на котором расположен портрет, совпадают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает ребенок набравший большее количество фишек.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Цель игры. Уточнить и закрепить знание детей о детских писателях; развивать умение детей правильно называть автора и его произведения.

Игровой материал.Маленькие карточки с иллюстрациями к произведениям, большие карты с портретами поэтов и четырьмя делениями для маленьких карточек.

Правила игры.

1 вариант:

Педагог зачитывает отрывок из произведения, дети называют произведение и автора, получают карточку – рисунок, закрывая окошко на своей карте.

2 вариант:

Дети самостоятельно подбирают карты – рисунки произведений писателей.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее закроет все окошечки на карте.

Дидактическая игра: «Великие соотечественники»

Цель игры. Дать краткие сведения о некоторых знаменитых соотечественниках и научных областях, в которых они прославились. Вызвать желание узнать больше о родной стране и соотечественниках.

Игровой материал. Портреты знаменитых людей России (Мордовии) большие и маленькие карточки.
Правила игры. Педагогпредлагает разные варианты игры от простого- к сложному.

1. Показ портрета и краткий рассказ о личности. В конце рассказа подвести детей к выводу о его деятельности с показом и наложением маленькой карточки на большую.

2. Самостоятельное наложение детьми маленькой карточки на большую, с кратким пояснением.

3. Показ маленькой карточки и поиск соответствующего портрета, наложение их друг на друга.

4. Сообщение сведений о предложенных героях без показа, отгадывание детьми большой и маленькой карточки. «О ком говорю? »

5. Заранее неверно наложенные большие и маленькие карточки. Предложить детям найти ошибки и исправить. «Что не так?»

Тема: «Малая родина. За что мы любим свой город?»

Дидактическое упражнение

«Ответь на вопрос: чего в городе много»

Цель игры. Закрепить знания детей о том, что в городе живет много людей, большое ко­личество домов и других объектов общественного назначения; уметь отвечать на вопрос, образуя существительное во множе­ственном числе.

Игровой материал. Предметные картинки по теме: дом, здание, школа, детский сад, больница, поликлиника, магазин, рынок, аптека, почта, вокзал, банк, музей, библиотека, спортивный комплекс, театр, кинотеатр, парикмахерская, стадион, парк, завод, фабрика, улица, площадь, перекресток, аллея, сквер, проспект, бульвар, памятник, двор, мост, дорога, фонтан.

Правила игры. Педагог выставляет картинку и задает детям вопросы.

В городе один дом?(В городе много домов.)

В городе одна аптека?

В городе один магазин?

В городе одна улица?

В городе одна площадь?

В городе один проспект?

В городе один перекресток? …

Дидактическое упражнение «Назови ласково»

Цель игры. Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети и педагог стоят в кругу. Педагог называет слово по теме «Город», например, «дом», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ласково: «домик», и возвращает его педагогу. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.

Дом – домик, улица — улочка, город — городок, больница — больничка, магазин — магазинчик, мост — мостик, сквер — скверик, двор — дворик, адрес — адресок, завод — заводик, площадь – площадка, фонтан – фонтанчик, …

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Цель игры. Учить детей подбирать слова-антонимы.

Игровой материал. Предметные картинки по теме.

Правила игры. Педагог выставляет картинку, начинает предложение, например, «Эта улица узкая, а эта …» и просит подобрать слово противоположное по смыслу: «широкая». Эта дорога длинная, а эта… (короткая); это здание новое, а это … (старое); эта речка мелкая, а эта… (глубокая); эта школа ближняя, а эта… (дальняя); эта тропинка прямая, а эта… (кривая); этот путь далекий, а этот… (близкий); этот мост высокий, а этот… (низкий).

Дидактическая игра «Подбери слово-признак»

Цель игры. Активизировать словарь прилагательных, закреплять практическое согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Игровой материал. Мяч.

Правила игры. Дети встают в круг. Педагог объясняет правила игры: «Ребята, к нам в гости пришел Лесовик. Он живет в лесу в большом дупле и не знает, что такое город. Лесовик просит рассказать ему про город.

Город (какой?) … – родной, чистый, красивый, молодой (старейший), большой (небольшой), современный, любимый, чистый, спортивный, известный, нарядный, зеленый, промышленный.

Улица (какая?) … – родная, длинная, тихая, корот

507
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!