Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Душа каждого человека –

зародыш прекрасного цветка,

но расцветет ли она, зависит от

духовности воспитания и образования,

полученного человеком в семье и школе.

В.Сухомлинский.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации, первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни».

К теме духовно-нравственного воспитания я обратилась не случайно. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа .» Развивать у детей культурное наследие и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.

Сегодня утрачено чувство благодарения, человек хочет показать превосходство к окружающему миру людей и природе в соответствии с нормами человеческой морали. В результате сопоставления взглядов великих педагогов просветителей духовенства, психологов, личного педагогического опыта я пришла к выводу: личностное развитие, полная социализация школьника невозможна без формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважения к свой нации, понимания своих национальных особенностей. Формирование нравственности эстетической восприимчивости у детей должно развивать способности школьников принимать осознанные решения в отношении поведения людей в обществе. Президент России В.В.Путин подчеркнул: «Будущее человеческой цивилизации напрямую зависит от того, кого и как мы воспитаем сегодня…»

На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.

Народ передавал последующим поколениям нравственные законы бытия, моделировал и очеловечивал нормы отношений между людьми, то есть формировал духовную, нравственную, патриотическую и эстетическую основу общества.

Появляется социальный заказ общества к формированию целостного мировоззрения школьников, к развитию у детей культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему с детства.

В нашем обществе происходит много перемен, и мне кажется, что в первую очередь нужно решать проблему духовно-нравственного воспитания школьников, так как это очень важно для личностной культуры, для патриотического развития человека и возрождения духовности России.

Духовно-нравственное воспитание помогает расширять связи ребёнка с окружающим миром, предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновения в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

В полярности и противоречии взглядов позиций оценок характерной для сегодняшней жизни российского общества, есть общие идеи и тенденции, объединяющие россиян. На мой взгляд, главная идея — духовного возрождения России осуществляется через духовно-нравственное воспитание учащихся.

В современной многонациональной России самобытное искусство каждого народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку.

Более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримо истинные, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души. Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с учениками на уроке, во внеклассной работе.

С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет говорить совесть, она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания даже маленького ребёнка, если он поступил хорошо, испытывает мир и спокойствие в душе, а после совершения нехорошего поступка, чувствует дискомфорт. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Я считаю, что в учебно-воспитательном процессе мы должны совершенствовать личность каждого ребёнка, стараться сделать его лучше, чище, благороднее.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в школе является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, которые разрабатываю и провожу: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). На уроках технологии я вовлекаю детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом. Я прививаю привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Так, в 2020-2021 уч. году мы с ребятами смастерили: корзиночки для ягод, кашпо для комнатных цветов, вышили мешочки для новогодних и рождественских подарков, прихватки для горячего, изготовили кормушки для птиц.

На уроках окружающего мира дети знакомятся с народным костюмом, традициями, фольклором. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма, соблюдать традиции народов. На литературное чтение и православную культуру, как учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. На каждом уроке нужно стремиться сделать школьников более духовными, образованными, терпимыми, уметь сопереживать определённым поступкам и уметь выйти достойно из любой ситуации.

Духовное совершенствование личности невозможно без нравственного внутреннего закона. И здесь не обойтись без помощи Церкви. Без духовно-нравственной культуры, накопленной Православной Церковью на протяжении тысячелетий, невозможно полноценное развитие личности. Без помощи Церкви невозможны преодоление и профилактика губительных пороков современного общества: пьянства, наркомании, гражданской пассивности и нравственного безразличия.

Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом. Церковь веками служила опорой школе и семье. Сердце ребёнка, как учат Святые Отцы Церкви, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны. Какой именно образ получит ребёнок, зависит от действий тех, кто кладёт на него свою печать воспитания. Святитель Димитрий Ростовский в восемнадцатом веке писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приуготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, — то и останется на ней».

Перед современным обществом стоит важнейший вопрос: способна ли система образования и воспитания содействовать становлению человека, призванного Богом не просто сытно существовать, а исполнять – каждому своё – высокое назначение. Для этого надо предложить детям абсолютные идеалы. И такие идеалы способна предложить современному обществу совместная работа церкви и школы как центров гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Совершенно очевидно, что речь здесь не идёт о какой-то разовой акции. Необходимо систематическое, регулярное, целостное приобщение учащихся к духовно-нравственным идеалам. И нам не надо ничего придумывать, не стоит изобретать какую-то новую философию. Достаточно следовать заповедям, которые нам дал Иисус Христос.

Задача школы – воспитание не только высокообразованного человека, но и высоко духовного. Человек должен преобразиться внутри себя, внутри него должен быть свет. И в этом ему может помочь священнослужитель, так как он прежде всего психолог, он лечит души людей. Именно поэтому мы и должны продолжать совместный труд школы и церкви в деледуховно-нравственного и социального развития школьников посредством приобщения их к ценностям православной культуры, к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям воспитания и образования российского народа.

Нашей школе повезло. На территории нашего города находится храм во имя Святого Николая. Настоятель храма отец Григорий — человек уважаемый, известный далеко за пределами района. Наша школа давно и тесно сотрудничает с церковью и с отцом Григорием. Он проводит полезные экскурсии в церкви, где знакомит детей с правилами особого, благоговейного поведения в храме. Его можно увидеть в школе на линейках, общешкольных родительских собраниях и других мероприятиях. Он не только уважаемый гость в школе, но и тот человек, который может познакомить с миром чудесного, таинственного, связанного с православием. В беседах с учащимися отец Григорий отвечает на вопросы, на которые не всегда может ответить учитель. Вот например из его беседы с детьми о значении слова «семья»: «Отношения в классе, в котором вы учитесь, строятся на тех же ценностях, что и в семье: на любви, проявлении доброжелательности, взаимопонимании, взаимоуважении, стремлении прийти на помощь, в умении видеть и слышать человека, который рядом. Каждый одноклассник может стать верным другом, а это уже много значит. Общие интересы, совместная учеба, взаимопонимание способствуют укреплению дружбы в коллективе. Необходимо научиться быть терпимым и внимательным друг к другу. Ведь сплочение и развитие классного коллектива создаст комфортный климат для вашего творческого самовыражения и проявления активности.»

На протяжении 7 лет я веду в своем классе внеурочную деятельность «Воскресная школа» и в этом мне оказывает большую помощь Отец Григорий. Любая его беседа с детьми всегда направлена на то, чтобы обратить внимание ребят на значение культуры поведения и осознание каждым нравственной основы своих поступков, которыми и определяется истинная ценность человека. Любой разговор являлся интересным, содержательным и полезным. Детей всегда поражало и удивляло: насколько потрясающе интересный человек наш батюшка. Его обаяние и глубокие знания в разных сферах и областях всегда притягивают к нему самых разных людей. Он тонко чувствует собеседника, любую аудиторию. Общение с ним всегда является настоящей школой для любого думающего человека.

Мнение священнослужителя всегда авторитет для детей в целях духовно-нравственного воспитания.

Говоря о практической результативности подобного сотрудничества, хочу с уверенностью сказать, что подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы.

Обучающиеся воспринимают и осознают значение духовно-нравственных ценностей в жизни человека. Они с удовольствием изучают «Основы православной культуры» как предмет, который вводит их в соприкосновение с ценностными ориентирами.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. Здесь предполагается повышение внимания к семье со стороны школы за счёт изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм совместной работы. Возникает необходимость в новых подходах в организации работы с семьёй. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. „И хорошее, и плохое человек получает в семье,“- эти слова знакомы каждому. Но несмотря на то, что семья является главной средой формирования личности, она не может создать условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности. Так и школа, с какими бы то ни было талантливыми воспитателями, не может изолированно от семьи дать качественное развитие личности. Не зря предки наши называли семью „малой церковью“. Здесь зарождается зерно духовности, здесь пробиваются ростки уважения к старшему поколению, традициям и устоям.

Ещё А.С. Пушкин говорил: „Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей, которым трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому в моей работе значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную — возрождение духовности.

«Без памяти- нет истории,

Без истории- нет культуры,

Без культуры- нет духовности,

Без духовности- нет воспитания,

Без воспитания- нет Человека,
Без человека- нет Народа»- писал поэт В.А.Караковский.

В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей. Традиционными стали мероприятия: «Мама, папа, я- спортивная семья», «День пожилого человека», «Милая, любимая, родная» ( День Матери), «8 марта», «День защитника Отечества», «День Победы». Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные. На празднование «Дня Матери» дети приготовили программу «Час сердечного общения с мамой». Что для ребёнка может быть важнее, чем внимание матери, её ласковый взгляд и просто присутствие рядом?

К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Часто теряется в глазах детей авторитет отца, он становится для детей только источником дохода.

И для того, чтобы поднять авторитет отца в глазах ребёнка, укрепить отношения между семьёй и школой, сплотить детей и родителей провели в нашем классе собрание «Папа может всё, что угодно!» Папы рассказали о своих интересных профессиях, увлечениях и даже участвовали в конкурсах, а еще рассказали интересные истории из своего детства. Сколько тепла, заботы, отцовской любви было получено в этот день! С гордостью дети бежали домой и кричали маме: «А наш папа самый лучший!» И папы убедились в правильности высказывания: «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им».

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Такие общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Мероприятия духовно-нравственной направленности проходит и вне школы. Это и походы на природу, экскурсии в районные краеведческие музеи, в выставочные залы, на производственные комбинаты Рузаевки, пожарную часть.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас окружают. Этому способствуют походы по родному краю, слеты, экскурсии. Участие в различных конкурсах. Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.

Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Благодать Божию невозможно удержать в пределах храмовых и монастырских стен. Она изливается в мир, чтобы преобразить земную жизнь и утвердить её на основании заповедей Христовых».

142
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!