Что должен уметь и знать будущий первоклассник

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе?

(с2)Как правильно распорядится временем, которое осталось до школы?

(с3)Что нужно делать с ребенком и чему его сейчас учить?

(с. 4) Ответ прост: -умение слышать и слушать;

— заниматься общим развитием ребенка;

— развивать мелкую моторику рук.

(с.5) Не забывайте, что ваш ребенок пока еще дошкольник.

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

(с. 6) Общий кругозор

Почти 7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • уметь делать пальчиковую гимнастику;(с.7)
  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • обводить по точкам;(с. 8)
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;(с.9)
  • обводить рисунок по контуру тонкой кисточкой;(с.10)
  • закрашивать рисунки акварелью (с. 11);
  • выполнять графические диктанты (с.12);
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);(с. 13)
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги;
  • лепить из пластилина и глины;
  • по возможности учить вязанию;
  • нанизывание бусинок на нитку;
  • складывать различные фигуры из конструктора.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо, что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

(с.14)Но самое главное: выучите все буквы, научите их узнавать, не заучивайте азбуку наизусть, читайте книги с кратким содержанием.

(с. 15)Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

(с. 16)Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы, съедобное – несъедобное, живое — неживое (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет (с.17)

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Между делом считайте с детьми, запоминайте цифры, учите ориентироваться в пределах десятка, предлагайте ребенку несложные задачки из жизни, разгадывайте ребусы, кроссворды, находить различия в картинках и сходство.

Окружающий мир(с. 18)

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
  • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • (с. 19)знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

(с.20) Современная начальная школа многовариантна. В настоящее время насчитывается несколько УМК (Школа России, Гармония, Перспектива), по которым осуществляется обучение младших школьников.

}Но наша школа выбрала программу «Школа России».

}Почему я выбираю программу “Школа России”? ( с. 21)

}Какова цель обучения?

}Какие направления в образовании считаются наиболее существенными?

}Какие качества начальной школы помогут с успехом выполнить свое высокое предназначение?

}По каким учебным комплектам работает данная программа?

(слайды 22,23,24)УМК Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

}( слайд 25)Комплект учебников «Школа России» — результат работы большого авторского коллектива в сотрудничестве с издательством «Просвещение», ведущим учебным издательством страны.
Он ориентирован на: Духовно – нравственное развитие ребёнка;

}Личностно –развивающее образование младших школьников;

}Воспитание школьников как граждан России;

(слайд 26) Обучение по комплекту «Школа России» осуществляет: Деятельностный подход;

Проблемно – поисковый подход. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

v(слайд 27) Авторы придали учебно – методическому комплекту такие качества, как:

vФундаментальность:

vНадёжность;

vСтабильность;

vОткрытость новому;

vВариативность.

(слайд 28)Учебник «Русская азбука» Авторы: В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин

Учебник подготовлен для массового обучения. Введены тексты для учеников, умеющих читать или знающих все буквы алфавита, а иллюстрации учебника отражают окружающую действительность и служат богатым источником познания детьми жизни.

(слайд 29)Прописи к «Русской азбуке» (в 4 ч)Содержат задания от подготовки кисти рук к письму, до написания предложений, написанных рукописным текстом или печатанным шрифтом.

(слайд 30) Родная речь. Автор Л. Ф. Климанова. Классические и современные произведения разных жанров помогут привить ребенку интерес и любовь к художественной книге, расширить кругозор, развить самостоятельное творческое мышление.

(слайд 31) Русский язык. Авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Учебный материал учебника раскрывает богатство родного языка, его выразительность и ёмкость. Представленные в учебнике жанры литературного творчества (загадки, пословицы, поговорки и т.д.) способны вызвать сопереживание, добрые чувства, поддержать внимание. Система учебника предполагает диалог учителя и учащихся, учащихся друг с другом.

(слайд 32) Математика. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова.

Учебный комплект создан с учётом возрастных особенностей детей. Разнообразие упражнений занимательного характера, способствуют развитию творческих способностей, расширяют кругозор детей и углубляют формируемые знания, побуждая учащихся применять их в новых условиях.

(слайд 33) Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. Предназначены для самостоятельной работы первоклассников. В них представлена система разнообразных тренировочных и развивающих упражнений. Они создают условия для формирования навыков письма цифр и выполнения других математических записей.

(слайд 34) Проверочные работы к учебнику «Математика» 1 кл.

(слайд 35) Мир вокруг нас. Автор А. А. Плешаков.Иллюстрированные материалы учебника и тетрадей на печатной основе, общение с их сказочными героями, разнообразные творческие задания делают уроки не простым знакомством с окружающим, а открытием, постижением мира не только умом, но и душой, сердцем.

(слайд 36)Тетрадь «Проверим себя» Предназначена для развития самоконтроля, интереса к результатам своего учебного труда, готовит детей к выполнению проверочных заданий различных типов, с которыми они будут встречаться в дальнейшем. Задания выражены в форме рисунков, многие имеют игровой характер.

(слайд 37) Роговцева Н. И. «Технология»

(слайд 38) Критская Е. Д. «Музыка»

( слайд 39) В. И. Лях. «Физическая культура»

( слайд 40) Главный принцип учебников – ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. На каждом уроке постановка учебной задачи (создание проблемных ситуаций), увеличение заданий для работы в парах и группах, заданий по поиску информации, заданий на основе формирования ууд.

(слайд 41) Кроме этого программа к каждому предмету имеет мультимедийные ресурсы – электронные приложения к учебникам. Ребята могут заниматься не только на уроках, но и дома.

(слайд 42)УМК «Школа России» позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования;сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации;наиболее востребованный в России и понятный учителю.

(слайд 43)«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желающих учиться»

В.А. Сухомлинский

Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. В своей работе на первое место я ставлю: получение прочных знаний, развитие личности ребенка, способного к самоопределению и самореализации, а также сплочение детского коллектива. На самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

(Слайд 44)

138
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!