Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР

Тема: « В гости к Чиполлино»


Цель: создать условия для активизации речи детей по теме: «Овощи. Фрукты»:

Задачи:

  • 1.Активизировать словарь по теме «Овощи. Фрукты».
  • 2.Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, в ед. ч., в Им.п.; образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом (чик, очк).
  • 3.Формировать умение составлять простые распространённые предложения; строить предложения с однородными членами предложения.
  • 4.Развивать связную речь (описательные загадки).
  • 5.Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики, графо-моторных навыков, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, развивать тактильную чувствительность.
  • 6.Развивать познавательные процессы.
  • 7.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  • Оборудование: письмо от Чиполлино с картой маршрута, муляжи овощей: морковь, огурец; сюжетная картина «Фруктовый сад», игрушка Чиполлино, «Волшебный мешочек» с натуральными овощами и фруктами (яблоко, груша, лимон, апельсин, морковь, огурец, лук, картофель); картинно-графический план-схема, шапочки-маски: огурец, груша, помидор, яблоко; заготовки для Д\и «Зоркий глаз», «Что где растёт», заготовки для графического диктанта, карандаши, ширма, аудиозапись песни про Чиполлино.

Ход занятия:

Организационный момент.

  • Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся за столы.
  • Логопед: Ребята, нам пришло письмо. От кого оно?
  • Многим долго неизвестный,
  • Стал он каждому дружком,
  • Всем по сказке интересной
  • Мальчик –луковка знаком.
  • Очень просто и недлинно
  • Он зовётся ….
  • Дети: Чиполлино.
  • Логопед: Письмо от Чиполлино.
  • Открываю конверт.
  • «Ребята! Приглашаю вас в гости. В письме карта маршрута. Жду с нетерпеньем. Чиполлино»
  • Вывешивание карты на магниты на доску.
  • Логопед: отправляемся в путешествие. Поедем на машине.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Би-би-би – гудит машина Сжимают, разжимают кулачки.
  • Тук-тук-тукСтучат кулачком о кулачок.
  • Мотор стучит.
  • Едем, едем, едем, едем — Ритмично потопывают
  • Он так громко говорит.ногами.
  • Шины трутся о дорогу, Потирают ладони.
  • Шу-шу-шу – они шуршат.
  • Быстро крутятся колёсаДелают «вертушку» руками.
  • Та-та-та – вперёд спешат.
  • Логопед: вот мы и в сказочной стране.
  • Узнаем, кто живёт в первом домике.
  • Д\и» Доскажи словечко»
  • Логопед: есть загадка про девицу-
  • Ту, что спряталась в темницу.
  • Косу, высунувши ловко,
  • А девица та….
  • Дети: Морковка.
  • Из-за ширмы появляется морковка.
  • Морковь: Здравствуйте, ребята! Я полезная, сладкая морковь. Овощи и фрукты мои друзья. Расскажите, какие они?
  • Д\и «Какой? Какая? Какое?»
  • Морковь: Лида, яблоко какое? (Яблоко круглое, красное, сочное, полезное).
  • Огурец (зелёный, овальный, хрустящий).
  • Тыква (большая, круглая, оранжевая, полезная, вкусная).
  • Помидор (круглый, красный, сочный).
  • Груша (жёлтая, душистая, сладкая, сочная, вкусная).
  • Картофель (коричневый, овальный, круглый, шершавый, полезный, вкусный).
  • Апельсин (оранжевый, круглый, яркий, душистый, сладкий, вкусный, ароматный).
  • Лимон (жёлтый, овальный, кислый).
  • Морковь: Молодцы, ребята! А теперь назовём их ласково.
  • Д\и «Назови ласково»
  • Морковь: Кирилл, морковь большая, а маленькая …(морковка).
  • Огурец (огурчик), яблоко (яблочко), помидор (помидорчик), лимон (лимончик), апельсин (апельсинчик), репа (репка), тыква (тыквочка, тыковка).
  • Логопед: До свидания, морковь, мы отправляемся дальше.
  • Графический диктант.
  • Логопед: Возьмите лист бумаги и карандаш. Найдите на листе точку, поставьте на неё карандаш. От точки сосчитайте 2 клетки вверх и проведите линию, 2 клетки вправо и проведите линию, 2 клетки вверх и проведите линию.
  • Мы пришли в гости в огуречный домик. (У кого встретились ошибки, мы исправим их после занятия).
  • Из-за ширмы появляется огурец.
  • Огурец: Здравствуйте, ребята!
  • Дети здороваются.
  • Логопед: Огурчик, мы хотим научить тебя интересной игре.
  • Ильмира, Лёша, Кирилл, Саша, выходите ко мне. Надеваю детям шапочки – маски (Ильмира будет грушей и т.п.)
  • Д\и «Да-нет».
  • Логопед: Слава, груша между огурцом и помидором? (Да, груша между огурцом и помидором).
  • Ваня, яблоко около помидора? (Да, яблоко около помидора).
  • Ставлю «огурец» за «грушу».
  • Юра, огурец за яблоком? (Нет, огурец за грушей).
  • Логопед: Молодцы, ребята, проходите на свои места.
  • Д\и «Зоркий глаз» (раздаю детям листы с заданием).
  • Логопед: на листе изображены овощи. Внимательно посмотрите и назовите их.
  • Например: Я вижу огурец.
  • Огурец: Спасибо ребята, что научили меня таким интересным играм. До свидания!
  • Дети прощаются с огурчиком.
  • Логопед: Ребята, пойдём в огород собирать овощи! Встаньте около столов.
  • Развитие общей моторики(физкультминутка).
  • В огород пойдем, Дети шагают на месте
  • Урожай соберем.
  • Мы морковки натаскаем «Таскают»
  • И картошки накопаем. «Копают»
  • Срежем мы кочан капусты «Срезают»
  • Круглый, сочный, очень вкусный. Делают руками перед собой круг
  • Щавеля нарвем немножко «Рвут»
  • И пройдёмся по дорожке. Шагают на месте.
  • Дети садятся за столы.
  • Работа с сюжетной картиной.
  • Логопед: А вот и фруктовый сад.
  • На мольберте сюжетная картина «Фруктовый сад».
  • Логопед: какие фрукты вы знаете? (Я знаю яблоко. И т.п.)
  • Логопед: Слава, что можно приготовить из фруктов? (Из фруктов можно приготовить сок, варенье, компот).
  • Логопед: Расскажите, как варить компот. Приготовили пальчики.
  • Пальчиковая гимнастика:
  • Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», а
  • Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки «мешают»
  • Будем яблоки крошить, загибают пальчики по одному,
  • Грушу будем мы рубить. начиная с большого
  • Отожмём лимонный сок, пальца,
  • Слив положим и песок.
  • Варим, варим мы компот.
  • Угостим честной народ. опять" варят" и «мешают»).
  • Логопед: Мы положили в компот какие фрукты? (Мы положили в компот яблоки, груши, сливы, лимон).
  • Логопед: Мы вспомнили, где растут овощи и фрукты.
  • А сейчас возьмите в руки карандаш.
  • Д\и «Что где растёт?»
  • Логопед: Проведите линии от овощей к грядке, а от фруктов к дереву.
  • Дети выполняют задание.
  • Логопед: перечислите и проверьте, что растёт на грядке? (Лук, помидор и морковь растут на грядке).
  • Что растёт на дереве? (Лимон, яблоко и груша растут на дереве).
  • Логопед: Наше путешествие продолжается.
  • Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу.
  • Логопед: В этом доме живёт фрукт. Узнайте, какой?
  • Описательные загадки.
  • Яблоко.
  • Оно красное, круглое, сладкое и твёрдое. Растёт на дереве. Из него можно приготовить варенье, компот, пюре, сок.
  • Дети: Это яблоко.
  • Логопед: Правильно, это яблоко.
  • Юра загадает загадку.
  • Юра: Это фрукт. Он жёлтый, овальный, кислый, твёрдый. Растёт на дереве. Из него можно приготовить сок, можно добавить в чай.
  • Дети: Это лимон.
  • Логопед: Молодцы, ребята!
  • Мы встретили много овощей и фруктов за время нашего путешествия. Но где же Чипполино?
  • Включаю песню Чиполлино.
  • Из-за ширмы появляется Чиполлино.
  • Чиполлино: Здравствуйте, ребята!
  • Дети здороваются.
  • Д\и «Чудесный мешочек»
  • Чиполлино: Я знаю, что вы были в гостях у моих друзей. Перечислите их.
  • (Мы были в гостях у огурца. И т.п.)
  • Поиграйте и со мной!
  • У меня есть чудесный мешочек. Вам надо опустить руку в мешочек, взять предмет и определить на ощупь что это. Посмотрите, как я это сделаю: опускаю руку – это яблоко. Яблоко — это фрукт. Оно растёт на дереве.
  • Чиполлино подходит к детям с чудесным мешочком. Дети выполняют задание. Чиполлино хвалит ребёнка и берёт овощ или фрукт, кладёт на стол к ширме.
  • Чиполлино: Хорошо мы поиграли!
  • Я хочу вас угостить!
  • Логопед: Чиполлино. Пойдём к нам в гости!
  • Ребята вставайте.
  • Мы шагаем в детский сад.
  • Там игрушки
  • Ожидают всех ребят.

Список использованной литературы:

1.Н. В. Нищева., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

2. Н.В. Нищева., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2004.

144
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!