РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНОФОНОВ .

РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ — ИНОФОНОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

В современном мире люди не существуют изолированно. Разные народы на Земле, как известно, живут по соседству, часто даже вперемежку. Вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен, в процессе которых и реализуется отношение человека к человеку. Россия вмещает в себя множество различных культур, религий и этносов, ежегодно в страну приезжает большое количество мигрантов. Причины увеличения миграции довольно просто вычленить: притеснение представителей некоренных национальностей в бывших союзных республиках; введение в действие дискриминационных законов, ущемляющих гражданские права некоренных жителей; вооруженные конфликты, ухудшение криминогенной обстановки; резкое понижение экономического благосостояния людей в некоторых странах; желание попасть на историческую родину.Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Дети мигрантов – это дети — инофоны, приехавшие вместе со своими родителями в новую страну проживания. Таких детей отличают слабое владение русским языком; отсутствие знаний об основах русской культуры, традиций, истории и норм поведения; высокий уровень тревожности, низкий уровень познавательной активности, что затрудняет их интеграцию в социально-культурную жизнь российского общества и адаптацию в нём.

При адаптации таких детей в дошкольные образовательные учреждения возникают проблемы: 1.Дети-инофоны не вписывались в социокультурную среду русскоязычного окружения. 2.Дети-инофоны были мало подготовлены для социального взаимодействия между собой и русскоязычными детьми как в дошкольном образовательном учреждении, так и за его пределами.

Педагогам пришлось столкнуться с проблемами преодолении языкового барьера, преодоления культурных различий, особенностей религиозных традиций и менталитета. Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества. Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу. Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения. Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества». Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие учёные. Среди них З. Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова – Славская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн и другие. Главной целью социализации является — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру. В то же время каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему этому подрастающее поколение, опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются ум, познавательные способности, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание. В Законе Российской Федерации «Об образовании» указывается, что «содержание образования должно обеспечивать… интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Поликультурность любой территории нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания, и воспитания с дошкольного возраста. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении толерантность надо воспитывать. Образование, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Социализация детей – инофонов, обучение взаимодействию и толерантности носителей различных культур и религий поликультурном образовательном пространстве — важная задача дошкольного образования. Самой главной проблемой, которая влияет на весь процесс социализации и успешного внедрения в новый детский коллектив является — языковая. Так же проблемы психологического характера. Ситуация переезда, новое место жительства и общественного окружения являются стрессовыми сами по себе, а трудности восприятия иноязычной речи, непривычный климат не лучшим образом влияют на психологическое состояние детей. Педагоги отмечают замкнутость детей – инофонов или через мерную агрессию и различные формы девиантного поведения. Необходимо искать пути решения данных проблем. Рассмотрим решение данных проблем через участие детей – инфонов в народных праздниках.

Народные праздники являются специфическим видом народной культуры, и многие из них уходят своими корнями еще в дохристианские, языческие времена; складываясь, развиваясь в течение веков, праздники сохраняли древние традиции и впитывали новые черты. Народные праздники, как средство социализации детей — инофонов, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Многообразие народных праздников проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития ребенка, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений. В любом народном празднике воплощены важные общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, добрых человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, Яблочный Спас, День Покрова, которые в условиях республики Мордовия празднуется и у русских и в мордовских семьях. Эти же ценности заложены и в татарских народных праздниках. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения любой национальности. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми, что очень важно для любого детского коллектива, а особенно в тех где есть дети – инофоны. Давая им положительный пример. Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье. При желании дети — инофоны могут рассказать о праздниках, обычаях, традициях своего народа. Показать фото, видео своей семьи на празднике, пригласить для рассказа родителей, старших родственников. Интересно будет провести праздник с обычаями разных народов в национальных костюмах. Или один праздник разные обряды и традиции. ( Рождество, Пасха) Важным компонентом любого народного праздника являлись обряды. «Обряды — совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего-либо», — читаем в толковом словаре В. Даля. Народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов для детей – инофонов заключается ещё и в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания. Даже плохо понимая русскую речь на празднике ребенок – инофон по действиям (Девочки аккуратно качают кукол в люльке), мимике (добрая бабушка Матрёна с пирожками) может понять эмоции, чувства. И сам в дальнейшем правильно действовать, выражать свои эмоции. В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально-психологическую, идеологическую, нравственно — воспитательную роль. Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений с другими народами. Всему этому необходимо учить и детей-инофонов. Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры народа. Об этом очень мало знают в семьях мигрантов. Узнавая, что-то новое на народном празднике ребенок несёт информацию домой, делится ей. А дошкольном образовательном учреждении, в котором проводятся не только русские народные праздники, а и праздники других народов населяющих данный регион информации для ребёнка будет больше. Народный праздник — это синтез практически всех видов искусства: литературы, музыки, живописи. При этом важно не только дать детям — инофонам новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках с другими детьми. Праздники — это замечательная возможность проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника — его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты в коллективе, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества. Свойство народных праздников — это радостно преображать, улучшать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Народный праздник позволяет осуществлять процесс воспитания более целостно, то есть способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития детей – инофонов, помогает в постижении окружающего мира, учит быть добрыми и ласковыми, погружает в исконно народную речь, культуру, традиции. В дошкольном возрасте роль эмоций, эмоционального включения и переживания особенно велика. Они создают эмоциональное принятие той или иной социальной ценности, обеспечивая следование ей в жизни, интерес и более полное понимание в последующих возрастах. (Принимая участие в народных праздниках в дошкольном учреждении, зная традиции и обряды данного, радуясь праздничной атмосфере ребенок – инофон вместе с семьёй с большим удовольствием будет принимать участие и в общегородских праздничных мероприятиях.) Народный праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации детей. Коллектив — основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. ( Вместе тянули канат, вместе заводили хоровод, играли в игры). Участие детей – инофонов в народном празднике создает условия не только для их знакомства с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, частушками, танцами, костюмом и тому подобное), но и для позитивных эмоциональных переживаний, эмоционального включения, собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций. Чем более широкими, разнообразными и яркими будут эмоциональные переживания детей в процессе подготовки и участия в празднике, чем больше им будет предоставлена возможность активно действовать, взаимодействовать с другими воспитанниками, проявлять себя, тем большим будет включение, принятие, интеграция в другую национальную культуру. Можно сказать, что народные праздники организуют детей, учат делать выбор и адекватно оценивать его, приучают к определённым правилам, учат быть ответственным за отведённую роль в празднике. Познавая традиции праздников, любой ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. Во время таких праздников дети — инофоны не только учатся взаимодействовать друг с другом, развивают свои эстетические чувства, но и знакомятся с культурой народа, а также с традициями, которые пришли к нам из глубокой древности и некоторые сохранились и по сей день. Знакомятся с костюмами, игрушками, росписью, музыкальными инструментами, народными игрушками и росписью. По мимо теоретических знаний, дети — инофоны получают и практический опыт, так как имеют возможность во время участия в празднике детьми используются и игрушки, и народные костюмы, а также, дети играют на музыкальных инструментах. Влияние народных праздников на социализацию детей – инофонов неоспоримо. С помощью них можно решать практически все задачи интеграции в социально-культурную жизнь российского общества и адаптацию в нём. Если народные праздники отобраны с учетом уровня развития, возможностей детей — инофонов и организована систематическая работа, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование народных праздников в социализации детей- инофонов вполне оправдывает себя. Народные праздники помогают познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей, адаптируют к новым реалиям. Ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает традиции, обычаи многонациональной страны, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе.

Литература

1. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №4. – С. 102. 2.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – С. 200–508. 3.Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире/М.: Прометей, 2002. 4.Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование/ М.: Народное образование, 1999. 5.Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. СП6. детство-Пресс. — 2011. — 56 с. 6.Праздники в детском саду / О.С. Новикова // Дошкольное воспитание, 2012. — №8. — С.119
7.Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с. 8.Социокультурная адаптация детей-инофонов: концептуальные и методические аспекты: [сб. ст. и науч.-метод. материалов]. / [под науч. ред.А.О. Кравцова]. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2014. – 70 с.

355
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!