Проект патриотического воспитания "Мой край-Мордовия моя"

«Мой край – Мордовия Моя». Познавательно-творческий проект

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».

Методическая тема проекта: «Воспитание любви к малой родине у детей дошкольного возраста ».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Срок реализации проекта: снтябрь-октябрь г.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность проекта:

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества.

Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны.

Столица Республики Мордовия город Саранск, его памятники, музеи, архитектура всегда имели большое значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих Республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, людям, проживающим на ее территории, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине.

Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Задачи проекта:

• Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;

• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;

• Формировать чувство сопричастности к достижениям земляков в области культуры и спорта;

• Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству Мордовии;

• Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. Дать представления о народных промыслах мордвы (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву) .

• Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями, играми, сказками, мифами и легендами.

Предполагаемый результат: сформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.

Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка группы, участие в выставке совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечения.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Информирование участников о цели проекта.

3. Беседа с детьми «Что я знаю о Мордовии? ».

4. Введение новой лексики: малая родина, мокша, эрзя, шокша, панар, сорока.

5. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

2. Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.

3. Беседы: «Саранск – столица Мордовии», «Государственные символы Мордовии», «Животные и птицы наших лесов», «Красная книга Мордовии», «Знаменитые земляки» (культура и спорт, «Народные промыслы Мордовии» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм».

4. Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.

5. Инсценирование мордовской сказки «Как собачка друга искала».

6. Чтение произведений мордовских писателей о природе: Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная»

8. Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей: Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина»

9. Пошив национальной одежды для кукол.

10. Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.

11. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.

12. Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя.

13. Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.

14. Роспись заготовки мордовского национального костюма.

15. Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».

16. Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.

17. Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком.

18. Викторины: «Животные Мордовии», «Наши пернатые друзья».

19. Подвижные мордовские игры в группе и на участке: «В курочек», «Салки», «Круговой».

ИТОГОВЫЙ ЭТАП:

1. Оформление папки-передвижки «Наш земляк – С. Эрьзя».

2. Оформление выставки детского творчества «Мордовский костюм ».

3. Анкетирование родителей на тему «Что я знаю о Мордовии? »

4. Оформление патриотического уголка в группе.

5. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мой дом».

6. Тематическое развлечение «Моя Мордовия».

Что дает реализация данного проекта детям, родителям, воспитателям:

— формирование и совершенствование знаний о Мордовии, её истории, культуре;

— обмен впечатлениями по теме;

— проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;

— формирование у детей понятия «малая родина»;

— обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;

— создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.

— оформление и обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ.

Дети должны знать и называть:

• место проживания: республику, город; свою нацию, мордовскую культуру, традиции

• национальный костюм своего народа, элементы одежды; мордовскую вышивку и элементы мордовской вышивки

171
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!