Проект патриотического воспитания "Мой край-Мордовия моя"
«Мой край – Мордовия Моя». Познавательно-творческий проект
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».
Методическая тема проекта: «Воспитание любви к малой родине у детей дошкольного возраста ».
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации проекта: снтябрь-октябрь г.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества.
Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.
О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны.
Столица Республики Мордовия город Саранск, его памятники, музеи, архитектура всегда имели большое значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих Республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, людям, проживающим на ее территории, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине.
Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Задачи проекта:
• Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона;
• Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии;
• Формировать чувство сопричастности к достижениям земляков в области культуры и спорта;
• Формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству Мордовии;
• Познакомить с характерными особенностями мордовского декоративно-прикладного искусства, цветовой гаммой и элементами мордовского узора. Дать представления о народных промыслах мордвы (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву) .
• Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями, играми, сказками, мифами и легендами.
Предполагаемый результат: сформированные знания о природе Мордовии, Государственных символах, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре. Обогащение словарного запаса детей, расширение кругозора.
Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка группы, участие в выставке совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Информирование участников о цели проекта.
3. Беседа с детьми «Что я знаю о Мордовии? ».
4. Введение новой лексики: малая родина, мокша, эрзя, шокша, панар, сорока.
5. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.
2. Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.
3. Беседы: «Саранск – столица Мордовии», «Государственные символы Мордовии», «Животные и птицы наших лесов», «Красная книга Мордовии», «Знаменитые земляки» (культура и спорт, «Народные промыслы Мордовии» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм».
4. Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.
5. Инсценирование мордовской сказки «Как собачка друга искала».
6. Чтение произведений мордовских писателей о природе: Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная»
8. Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей: Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина»
9. Пошив национальной одежды для кукол.
10. Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.
11. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.
12. Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя.
13. Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.
14. Роспись заготовки мордовского национального костюма.
15. Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».
16. Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.
17. Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком.
18. Викторины: «Животные Мордовии», «Наши пернатые друзья».
19. Подвижные мордовские игры в группе и на участке: «В курочек», «Салки», «Круговой».
ИТОГОВЫЙ ЭТАП:
1. Оформление папки-передвижки «Наш земляк – С. Эрьзя».
2. Оформление выставки детского творчества «Мордовский костюм ».
3. Анкетирование родителей на тему «Что я знаю о Мордовии? »
4. Оформление патриотического уголка в группе.
5. Выставка совместного творчества детей и родителей «Мой дом».
6. Тематическое развлечение «Моя Мордовия».
Что дает реализация данного проекта детям, родителям, воспитателям:
— формирование и совершенствование знаний о Мордовии, её истории, культуре;
— обмен впечатлениями по теме;
— проявление интереса родителей к сохранению народных традиций;
— формирование у детей понятия «малая родина»;
— обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности педагогов;
— создание условий для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой родины.
— оформление и обогащение методической базы, развивающей среды ДОУ.
Дети должны знать и называть:
• место проживания: республику, город; свою нацию, мордовскую культуру, традиции
• национальный костюм своего народа, элементы одежды; мордовскую вышивку и элементы мордовской вышивки